Юрченко Марина Сергеевна
Правила дорожного движения как основа воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Почему - то не в почете!
А ведь правила движения
Достойны уважения!
1 СЛАЙД. Проблема безопасности дорожного движения в современном мире является одной из наиболее важных проблем. Скорость движения и количество машин на улицах и дорогах нашего города быстро возрастает. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов - детей дошкольного возраста.
Публикация «Правила дорожного движения как основа воспитания дошкольников» размещена в разделах
Основываясь на работы выдающихся психологов и физиологов, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения, таких как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев считаю, что работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
2 СЛАЙД. Цель - формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
3 СЛАЙД. При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД в своей работе опираюсь на три аспекта взаимодействия ребё нка с транспортной системой города:
• Ребёнок – пешеход: Главная задача в этом направлении - воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков «Пешеходный переход», «Дети!», которые должны знать дети).
• Ребёнок – пассажир: Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
• Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, сан-ки, ролики и т. д.).
4 СЛАЙД. На реализацию и решение данных задач направлено :
- Создание в группе центра «Безопасности».
- Создание условий для формирования первичных представлений безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте.
- Взаимодействие.
5 СЛАЙД. Наш центр «Безопасности» включает в себя игрушки и игровое оборудование, наглядно-дидактические пособия, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и дидактические игры по формированию у детей основ пожарной и дорожной безопасности.
При построении развивающей среды в целом и организации центров различного функционального назначения я руководствуюсь принципами:
1. Уважения к потребностям и нуждам ребёнка. Это потребности: в движении, общении, познании.
2. Опережающего характера содержания образования. Наряду с возрастными материалами в обстановку включаются и материалы, приблизительно 15%, ориентированные на детей более старшего возраста (примерно на один год).
3. Динамичности-статичности среды.
Примерно один раз в два месяца часть материала я заменяю на новый, или меняю его месторасположение.
Ознакомление детей с ПДД организовываю как в ходе совместной деятельности с детьми, так и в ходе самостоятельной деятельности детей.
Согласно программе от «Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы и включённой в неё образовательной области «Безопасность», а также возрасту своих воспитанников, работу по формированию у последних первичных представлений безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте органично включаю во все виды детской деятельности, предусматривающие интеграцию образовательных областей:
• 6-13 СЛАЙД. Игровую (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и настольно-печатные игры).
• 14-16 СЛАЙД. Коммуникативную (ситуативные разговоры, рассказы воспитателя, беседы и разговоры по ПДД, отгадывание загадок, просмотр и обсуждение обучающих мультфильмов).
• 17-19 СЛАЙД. Художественно-творческую (аппликация, рисование, раскрашивание тематических раскрасок).
• Познавательно-исследовательскую (наблюдение за транспортом и пешеходами, конструирование, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций).
• Музыкально-художественную (слушание и исполнение песен, развлечения).
• 20-21 СЛАЙД. Чтение художественной литературы (чтение, обсуждение и обыгрывание сказок, разучивание стихотворений).
22 СЛАЙД. «Красной нитью» во всей проводимой работе проходит уже полюбившейся детям герой «Светофорик», который живет в нашей группе с сентября месяца. За это время он стал для ребят настоящим другом, который всегда стоит на страже их безопасности на дороге. Так он познакомил ребят с видами наземного транспорта, сигналами светофора, правилами поведения в транспорте, с существующими правилами пешеходов и водителей. Светофорик не перестаёт каждые два месяца радовать своих друзей (ребят) и новыми играми, игрушками и наглядно-дидактическими пособиями по ПДД.
В дальнейшем Светофор-Светофорыч планирует познакомить ребят и со своими друзьями дорожными знаками.
23 СЛАЙД. В силу возрастных особенностей и уровня знаний детей в средней группе в рамках работы по ПДД предусматривается взаимодействие трех тесно взаимосвязанных объектов педагогического процесса: педагоги, дети младшего и старшего дошкольного возраста, родители.
В нашем детском саду хорошей традицией стало ежегодное проведение праздников и развлечений по ПДД, непосредственное участие в которых принимают не только дети, но и различные герои, приходящие к ним на праздник.
Не менее значимой традицией стало и проведение детьми старшего дошкольного возраста агитбригад по ПДД, с которыми они выступают перед детьми всех возрастных групп детского сада.
Значительную роль в формировании у детей первичных представлений безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте играют и родители. Ведь семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
С этой целью мною организован и уголок для родителей, в котором систематически их вниманию представляю наглядный и демонстрационный материал, знакомящий их с важностью, особенностями, формами и методами работы по формированию у детей основ безопасного поведения на улицах и дорогах.
24 СЛАЙД. Так мною были подготовлены консультации «Твои помощники на дороге», «Правила безопасного поведения на улицах», «Осторожно гололёд», «Правила безопасного дорожного движения в зимний период», а также разработаны буклеты по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
И в заключении хотелось бы сказать, что представленный вашему вниманию опыт работы не считаю исчерпывающим и планирую и в дальнейшем развивать, расширять и обогащать формы, методы и средства своей работы в данном направлении.