Елена Владимировна Иконникова
Повышение доступности дошкольного образования. Развитие новых форм дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
1 слайд
Тема моего выступления «Повышение доступности дошкольного образования. Развитие новых форм дошкольного образования».
2 слайд
«Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание достигает своих целей, если умеет направить собственную деятельность ребенка» (В. В. Давыдов, педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор.)
3 слайд
В связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании» в дошкольном сообществе стали происходить большие изменения, детский сад впервые официально признан полноценным уровнем непрерывного общего образования. Государство теперь гарантирует доступность и качественное образование на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Общеизвестно, что основы личности закладываются в дошкольном детстве. Из детства ребенок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, поэтому развитие дошкольного образования, поддержка и сопровождение семьи рассматривается как показатель развития современного общества.
Перспективами направления развития дошкольного образования определяются повышение его доступности и бесплатность образовательного процесса для всех детей. Это понимается как возможность выбора родителями дошкольной организации и непрерывное обучение в ней.
4 слайд
Детские сады не всегда в полной мере удовлетворяет растущие запросы населения в услугах дошкольного образования. В этой связи возникла необходимость в организации вариативных форм, которые могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребёнка и подготовки его к обучению в школе.
Что же такое вариативные формы?
Вариативные формы - это современные модели, направленные на наиболее полное удовлетворение спроса населения на услуги дошкольного образования и качество указанных услуг.
Проблема доступности дошкольного образования частично решается за счет обращения именно к таким формам.
Более подробно хотелось бы остановиться на формах, которые используются в детских садах нашего района.
5 слайд
В связи постановлением Главы Октябрьского района от 9 сентября 2016 года «Об обеспечении доступности дошкольного образования», был утверждён план мероприятий («дорожная карта», направленный на развитие вариативных форм дошкольного образования.
Реализация «дорожной карты» предусматривает обеспечение всех детей возможностью получать услуги дошкольного образования, развитие инклюзивного образования, а так же психолого-педагогической поддержки семьи.
Выполнение указанных в «дорожной карте» мероприятий помогает создать дополнительные места в детских садах и тем самым ликвидировать очерёдность.
Хотелось бы отметить, что форм, направленных на повышение доступности дошкольного образования, очень много, но не всегда есть возможность применять их на практике (например, такая форма как Лекотека, подразумевает в штате ДОО педагога-психолога, так как обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение детей и оказывает психологическую помощь родителям.
Но тем не менее, есть формы, которые успешно прижились в детских садах и дают положительные результаты. Именно на них хотелось бы остановиться более подробно.
6 слайд
Хотелось бы выделить одну из таких форм как консультативные пункты
Такие пункты создаются с целью повышения педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста в условиях семьи. Родителям оказывается методическая и консультативная помощь педагогами ДОО по вопросам воспитания, обучения и развития детей, решаются проблемы адаптации и подготовки детей к школе.
На сегодня деятельность КП расширилась, и помощь оказывается родителям, чьи дети посещают детский сад.
Деятельность консультативных пунктов организована на базе детских садов «Алёнушка», «Дюймовочка», «Радуга», с сентября 2017 года планируется открытие КП на базе детского сада «Солнышко».
7 слайд
Следующая форма – это Группа кратковременного пребывания для детей, не посещающих детские сады
Данные группа создаётся с целью обеспечения всестороннего развития ребёнка, формирования основ школьного обучения.
Родители имеют возможность ежедневного общения с педагогами по интересующим вопросам. Такие группы создаются по мере необходимости, если есть запрос на оказание услуги, группа открывается.
На базе детского сада «Алёнушка», «Дюймовочка», «Солнышко», если возникает необходимость, такие группы успешно функционируют.
Родители приводят детей в детский сад на 4 часа, ребята занимаются, общаются, играют, благодаря чему происходит социализация ребенка в обществе, у ребенка закладываются основы школьного обучения, успешно проходит адаптация в детском коллективе. И когда освобождается место постоянное в возрастной группе, ребёнок по желанию родителей переводится на постоянную основу.
7 слайд
Говоря о вариативных формах дошкольного образования, имеет смысл выделить как особую организационную единицу «Дошкольную группу» на базе общеобразовательных учреждений.
Группы кратковременного пребывания детей при школах созданы и успешно функционируют в селах Новомихайловка, Романовка, Николо-александровка, Максимовка и п. Трудовой. Группы полного дня при школах функционируют в сёлах Романовка, Песчаноозёрка и Мухинский.
Цель введения таких групп в общеобразовательные учреждения: способствовать более широкому охвату детей дошкольным образованием, выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в первый класс. формирование физической, интеллектуальной и социальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
8 слайд
В последнее время в сфере образования всё чаще говорят о новой форме работы с родителями и детьми – это тьюторство.
Цель деятельности тьютора: партнёрство с семьёй в вопросах развития и воспитания ребёнка, образовательная поддержка семьи во всех социальных институтах, помощь родителям в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Основные направления работы:
- Установление контакта с родителями вновь прибывших детей;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка;
- помощь родителям в воспитании детей с ОВЗ.
Педагоги прошли обучение по данной проблематике и активно включили эту форму в работу с родителями.
Так же планируется создание центра игровой поддержки для детей от 2 до 4 лет на базе МОУ СОШ № 1.
Целью открытия центра является всестороннее развитие детей на основе современных методов организации игровой деятельности, использование в практике современных игровых технологий и адаптации ребенка к поступлению в ДОО.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что в настоящий момент заметно сократился рост очередности в дошкольные учреждения, ликвидирована очередь в детские сады от 3 до 6 лет.
Дошкольное образование становится всё более доступным для всех категорий граждан.
9 слайд
Разрешите поблагодарить вас, уважаемые коллеги, за предоставленную возможность профессионального общения. Пожелать Вам в новом учебном году не терять способность меняться, творческих вам успехов, здоровья и терпения!