Светлана Ягодкина
Отчет по экологическому воспитанию в рамках акции «Край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по экологическому воспитанию группа «Крепыши». МКДОУ Латненский ДС «Родничок».
Экологическое воспитание в рамках акции «Край родной»!
Группа «Крепыши». Воспитатели Сафонова С. А. Литяго Е. В.
Публикация «Отчет по экологическому воспитанию в рамках акции „Край родной“» размещена в разделах
- Акции для детей, участие в акциях
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Экологические акции в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».
Г. А. Ягодин
Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные щемящие воспоминания : узкая тропинка в лесу, тихий пруд с зелеными берегами, золотистое поле пшеницы. Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности, в этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической.
Одна из основных задач дошкольного образования - формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности.
Главная цель экологического воспитания - это создание условий для формирования основ экологической культуры младших дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой:
1. Развивать наблюдательность и любознательность детей.
2. Формировать обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений.
3. Развивать эстетическое восприятие природных явлений.
4. Учить определять состояние погоды.
5. Формировать представления о сезонных изменениях в поведении животных и птиц.
6. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому.
7. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.
Одним из важных компонентов экологического воспитания является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которой мы учитываем требования ФГОС ДО.
В группе создан уголок природы, в котором дети ежедневно соприкасаются с прекрасным миром растений, учатся наблюдать, взаимодействовать с ними, ухаживать и заботиться.
Большое воспитательное значение имеет труд в уголке природы. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Так как детям дошкольного возраста характерно наглядно – образное и наглядно – действенное мышление, принципом нашей работы, способствующим развитию познавательного интереса детей, является китайская народная мудрость : «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я пойму».
Для организации и проведения опытов и экспериментов в группе была создана лаборатория неживой природы. В ней находится природный и бросовый материал, необходимый для проведения опытно- экспериментальной деятельности. В нашей лаборатории мы проводим различные опыты с водой, воздухом, песком, бумагой. В процессе экспериментирования малыши получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователями. Простые опыты с песком, водой, воздухом вызывают огромный восторг и желание понять почему так происходит. Дети каждый раз с удовольствием отправляются в лабораторию за новыми знаниями. Здесь они расширяют кругозор, развивают познавательную активность и самостоятельность.
Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует переживанию детей, расширению их представлений о мире.
Подвижные игры природоведческого характера, связанные с подражанием повадкам животных, их образу жизни вызывают у детей особую радость и интерес. Для того чтобы в игровой, занимательной форме познакомить малышей с окружающей природой, закрепить знания о ней, воспитать бережное отношение к объектам природы, созданы картотеки физкультминуток и пальчиковой гимнастики, подвижных игр, которую широко применяем в работе. Дети с удовольствием выполняют упражнения и быстро запоминают необходимую информацию.
Художественно – эстетическое развитие и продуктивная деятельность в экологическом воспитании формируют навык работы с природным материалом; развивают эстетическое восприятие объектов природы, творческие способности, воображение. Все свои знания, наблюдения дети учатся отражать в продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, аппликации.
В процессе рассматривания иллюстраций в книгах, заучивания стихотворений, рассматривания картин на экологическую тему у детей развивается речь, эстетическое восприятие природных явлений. Также оформлена картотека наблюдений, дидактических игр, картотека по проведению опытов и экспериментов.
Огромную радость детям доставляют праздники и развлечения, которые мы проводим в нашем детском саду. Они охотно принимают участие в их проведении.
Концепция модернизации российского образования, в связи с переходом на ФГОС ДО, подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Поэтому работа с родителями является важнейшим аспектом в реализации экологического воспитания, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам растительного и животного мира. Совместно с родителями мы создали книгу «Целебных растений», где родители с детьми нарисовали рисунки с растениями и разучили стихотворения об этих растениях.
(Вот эта книга и Денисова Лерочка читает стихотворение и показывает свой рисунок с целебным растением.)
В работе мы часто используем метод проектной деятельности. В данном направлении разработаны и реализованы проекты “Времена года”, “Зимующие и перелётные птицы”, “Лаборатория неживой природы”.
Проектный метод помогает реализовать принцип интеграции образовательных областей и может быть направлен на организацию игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной детской деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.
Наша работа по экологическому воспитанию детей даё т положительные результаты: дети проявляют интерес к ярким явлениям природы; развивается творческая активность, самостоятельность, инициативность; дети начинают устанавливать причинно-следственные связи; начинают бережней относиться к природе, овладевают основными нормами поведения в природе; ухаживают за растениями, с любовью относятся к птицам и животным.
Также результатом нашей работы в рамках акции «Край родной» стала следующая поделка:
Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту и заботится об окружающей природе!