Блинова Наталья
Технология проблемного обучения как средство развития учебной мотивации у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад по теме: «Проблемное обучение как средство развития учебной мотивации учащихся на уроках русского языка»
Совершенствование системы образования, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Сегодня уже недостаточно школьникам овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
Публикация «Технология проблемного обучения как средство развития учебной мотивации у младших школьников» размещена в разделах
Научить ученика мыслить самостоятельно, нестандартно, развивать в нём активность, инициативу, творческое отношение к делу и самостоятельность в процессе обучения – основная задача, которая стоит перед современной школой.
С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией – ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей XXI века :
- резко возросла информированность детей;
- современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
- несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
Что такое учебная мотивация? От чего она зависит? Почему один ребёнок учится с радостью, а другой – с безразличием? Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто, учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Этого можно добиться средствами современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения.
Проблемные задания, выполняя мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Именно поэтому учителю необходимо находить, конструировать полезные для учебной деятельности противоречия и проблемные ситуации, интересные вопросы и творческие задания, привлекая младших школьников к их обсуждению и решению.
Новизна вопроса заключается в использовании на уроках в системе проблемных ситуаций с целью повышения учебной мотивации формирования активной познавательной деятельности, достижения эффективных результатов обучения русскому языку и литературе. Целенаправленная и систематическая работа учителя позволяет создавать условия для осознания, принятия и разрешения проблемных ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления, что плодотворно влияет на повышения качества знаний, увеличение призовых мест в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
Главной целью применения проблемного обучения на уроках русского языка является повышение учебной мотивации, формирование коммуникативной и познавательной компетенций на уроках и во внеклассных мероприятиях.
Следует заметить, что в основе создания проблемной ситуации лежат следующие положения современной психологии: - процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию; - проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы; - условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы; - закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают. Создав проблемную ситуацию, учащихся направляются на ее решение, поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный.
Формулировка проблемы уточняет характер затруднения учащихся, возникшего при столкновении с проблемой. Попытки учащихся объяснить различие глаголов на основе актуализации ранее усвоенных знаний не достигают цели. В дальнейшем связь между элементами данных и цели достигается путем анализа и объяснения данных, т. е. анализируется фактический языковой (грамматический) материал, содержащийся в примерах.