Елена Лысенкова
Сказкотерапия как технология речевого развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия -как метод новой технологии в развитии речи дошкольника.
Дошкольное детство это тот период, где происходит становление и развитие личности ребенка, формирование его характера. Так же основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек.
Публикация «Сказкотерапия как технология речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дошкольный возраст- уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому, воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической и диалогической речи дошкольника.
Как показало исследование, дети 6 лет, пересказывая такие короткие и знакомые сказки для младшего дошкольного возраста, как «Курочка Ряба», «Колобок», затрудняются в самостоятельном выборе средств речевой выразительности (эпитетов, сравнений, образных выражений) и грамматически правильном оформлении предложений.
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Занятия с детьми «Сказкотерапией»- один из самых важных видов познавательной деятельности, в которой ребёнок развивает речь, активно познаёт и проявляет своё отношение к миру, и в мире человеческих отношений.
Знакомясь с различными методами о влиянии сказки на развитие речи детей, заинтересовалась инновационной технологией сказкотерапией Ольги Алексеевны Шороховой «Играем в сказку». В программе основная задача развитие связной монологической и диалогической речи. Изучив программу, заметила большой уклон на нравственное воспитание дошкольника, что немаловажно для воспитания дошкольника.
Работа ее построена по следующим направлениям: активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, произвольность, связная речь.
Сказкотерапия представляет собой синтез методов развития речи и личности дошкольника : методы (режиссерская игра, комментирование, импровизация, фантазирование, пантомимические этюды, ритмические упражнения, музыкальные зарисовки.
Сказкотерапию проводится один раз в неделю по одному занятию во вторую половину дня. Центральный момент сказкотерапии- добровольное участия детей. обтимальное числа участников 8-12 чел. В сказкотерапии, каждый ребёнок ощущает внимательное отношение со стороны взрослого.
До проведения занятий сказкотерапии, предварительно знакомим детей со сказкой. Это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Потом, при повторной встрече со сказкой дети легче сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.
В программе большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения психологамнастических этюдов приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию эмоционального напряжения. Поэтому, по окончанию сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, мы расспрашиваем детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.
В играх поощряем самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний.
В системе работы по сказкотерапии мы применяем игровые методы, такие как:
2. Словесно режиссерская игра. Где дети догадываются по настроению музыки о действиях состояниях героев и природных явлений. Такие альтернативные вопросы как: «Какое настроение передает музыка: «Грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под эту музыку танцевать или плакать?» дети быстро могут определить.
Дети посредством данной методики учатся выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса. Наводящие вопросы помогают ребенку представить эмоциональное состояние героя, подобрать нужную к проблемной ситуацию, силу голоса.
3. Психогимнастика. Психогимнастика побуждает к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжений и расслаблению мышц тела. Дети научились показывать не только эмоциональные состояния героев, но и передавать через пантомиму неодушевленные предметы, природные явления. Например деревья, ветер и др.
Большое значение для включенности ребенка в выразительное исполнение образа имеет музыкальная композиция.
4. Словесное комментирование. Где довожу до детей замысел сказки, вызываем соответствующий эмоциональный отклик, побуждаем к высказыванию по поводу знакомого содержания. Например: по сказке «Малыш -трусиш», смелый не тот, кто боится, а тот, кому страшно, но он все равно приходит на помощь.
Подвожу к совместному составлению словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции; активизируем в речи образные выражения, сказочные повторы такие как : «тихо-тихо, только-только и др.
4. Совместная словесная импровизация. Сначала предлагаю рассказать отдельные
эпизоды сказки, при этом главными ее героями становятся сами дети. Например сказка
«Малыш-трусиш», детям предлагаем попробовать показать как зайка жалобно просил о
помощи «Холодно, мне страшно, очень здесь опасно!». Дети эмоционально с интонацией в голосе и движениями обыгрывают эпизод из сказки.
5. Словесное фантазирование по музыкальной композиции. Ребята с удовольствием придумывают сказочные истории на разные темы; они могут мечтать под музыку, высказываться о возникших под её впечатление ассоциативных представлениях. Поэтому особое внимание в скозкотерапии уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжение сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю. Например, как вы думаете, если бы Машенька не встретила мышку, которая отправила её в дремучий лес за волшебным цветком, а встретила она доброго удальца молодца, что бы происходило дальше? И дети придумывают свою сказку.
6. Словесное рисование. Мы вместе с детьми обсуждаем, как можно воссоздать образ героя с помощью красок. Ребята проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки. Например, Бабу-Ягу, дети представляют в темных красках, а Красну -девицу в ярких.
Дети очень любят сказки и сказочных героев, на занятии сказкотерапии, дети проявляют всю душевную теплоту и искренне переживают за героя, попавшему в беду.
Огромный эмоциональный всплеск переживаний произвела у детей сказка «Цветок-лепесток», где дети очень переживали за больную бабушку и девочку, которая пошла в дремучий лес к Бабе-Яге одна за цветком который сможет помочь бабушке.
Дети хотят быть похожими на девочку, быть такой же смелой и отважной, поэтому в этюде «Смелость» с удовольствием изображали отважную и смелую девочку. Здесь главное воспитателю довести детей до замысла сказки, что это любовь к бабушке сделала её такой, стремление спасти от беды близкого, естественно для доброго человека.
Сказкатерапия Ольги Алексеевны Шороховой построена так, что игры и пантомимические эдюды взаимосвязаны. На первом занятии проводим проигрывание этюдов. Этюд «Болезнь»- дети изображают больную и старенькую бабушку. Беседуем, что стареньким и больным быть тяжело, стареньким и больным надо помогать. Этюд «Смелость»-дети изображают смелою девочку.
На следующем занятии следует игры, где двое детей изображают героев, а остальные отгадывают. Игра «Угадай по движению»-смелая девочка идет уверено, голова приподнята, больная бабушка идёт прихрамывая, сутулясь. Игра «Угадай по музыке», мелодия медленная, жалобная подходит к больной бабушке, мелодия ритмичная быстрая- к смелой девочке.
На занятиях идет большая работа по упражнению на активизации в речи образные выражения и фразеологизмы (насилу ноги унёс, травушка-муравушка, душа в пятки ушла). Словесное комментирование (не покладая рук, голову повесил, и т. д.). Дети самостоятельно объясняют, как они понимают ту или иную фразу, а воспитатель уже дополняем их представления.
Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, так же, воспитывают нравственные качества, даёт представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом. В сказке ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.
Для выполнения поставленных задач и целей в детском саду должны быть созданы комфортные условия: отдельное небольшое помещение, свободное от мебели, с мягким ковровым покрытием, без лишних отвлекающих предметов, мультимедийный-проект; ТСО; костюмерная с большим содержанием костюмов; музыкальный зал со сценой.
Начинать по программе работать со второй младшей группы, чтобы достичь определенных результатов в развитии речи и нравственном воспитании детей.