Алия Балпеисова
Музейная педагогика ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из требований к реализации ФГОС ДО выступает необходимость вовлечения дошкольников в культурные практики, способствующие нравственному и патриотическому воспитанию.
Наш детский сад в качестве ведущей формы выбрал мини-музеи. Музейная педагогика служит комплексному развитию детей, воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом.
Публикация «Музейная педагогика ДОО» размещена в разделах
Актуальность
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования.
Мы ищем в мини-музеях партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейная педагогика рассматривается как современная образовательная технология.
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Она дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности, сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Не секрет, что детей воспитывает все, что их окружает. И от активной нравственно – патриотической позиции социума, в котором происходит становление ребенка как личности, зависит, какова будет гражданская позиция, нравственный выбор подрастающего гражданина нашей Родины. Каждый мини-музей – уникальное «учебное пособие». О том, что музей посещать полезно, интересно, занимательно, знают и взрослые и дети. А еще в музеях можно учиться и получать знания.
Уже не первый год в нашем детском саду создаются мини-музеи (первый был создан в 1999г). Это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи стали неотъемлемой частью нашей развивающей среды.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
Причины создания мини-музеев первоначально заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от «настоящих» музеев.
Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музеи помогают коллективу детского сада решать широкий круг педагогических задач, связанных с образованием детей.
Мини-музеи в нашем ДОУ играют роль помещения для психологической разгрузки детей и открывают новые возможности для работы с детьми.
В группах музеи позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ, заключается в следующем:
- у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
- у детей формируется ценностное отношение к истории, развивается эмоциональный отклик.
Именно дошкольный возраст – благоприятный период воспитания: патриотизма, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком – гражданином своей страны, патриотом, умеющим оценить и сберечь историческое и культурное наследие народа. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям базисные представления о нашей стране, о культуре, обычаях, истории. Эти знания являются «пищей ума», а патриотизм бывает лишь «от сердца». Для формирования ценностных ориентаций личности особое значение имеет музей, как хранитель духовного опыта человечества. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, она помогает заложить нравственные основы, учит правилам общения, развивает творческий потенциал ребенка.
Интересная и увлекательная работа по созданию музейного пространства в ДОУ продолжается. Сейчас идет работа по организации следующего мини-музея, музея «Сказки» и мини-картинной галереи. Действующие музеи детского сада продолжают обновлять свои экспозиции. Педагоги ищут новые формы взаимодействия с воспитанниками, разрабатывают дидактические и развивающие игры по тематике мини-музеев.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью, Родину.