Ирина Ганина
Доклад по теме «Инклюзивное образование, как новая идеология гуманизации современного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в массовых школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем учащимся, но создавая при этом особые условия для детей, имеющих специфические образовательные потребности.
Темочки:
- Гуманизация. Гуманистический подход в воспитании
- Инклюзивное образование
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Анализ образовательного процесса показывает, что из любой формально-организованной образовательной системы определенная часть детей выбывает, т. к. сама система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение по разным данным составляет10-15% от общего числа детей в общеобразовательных школах. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы обучения.
Инклюзивные подходы способствуют поддержке таких детей в обучении и достижении лич-ностного успеха, что дает шансы и возможности для их последующей адаптации в социуме.
Инклюзивное образование можно рассматривать как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Главной задачей инклюзивного образования является развитие методологии, направленной на детей и рассматривающей их как детей с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование своей главной задачей считает разработку такого подхода к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении; если при этом преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений внедряемого инклюзивной системы образования, то это явится условием развития всех учащихся, а не только детей с особыми потребностями.
Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Вместе с тем оно представляет собой образование отличное от обычного, специального и интегрированного.
Основной принцип инклюзивной школы заключается в том. что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является воз-можным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними, т. е. важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей и каждого ребенка в отдельности. Можно выделить еще ряд принципов, обеспечивающих успешность реализации инклюзивного образования :
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Инклюзивное образование, основанное на объективных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей с особыми по-требностями и закрепляет за ними право быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. Это достигается за счет того, что: - дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад или школу;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзий и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду; - методология разработана для поддержки в обучении детей, с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей); - все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными; - индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей. Помимо инклюзивного образования в России существуют иные варианты обучения детей с ОВЗ коррекционные классы, дистанционное и домашнее обучение и др. Кор-рекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи свое временной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Дистанционное обучение — комплекс общеобразовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирую щейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканнер, веб-камера и т. д., с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в Центр дистанционного обучения. Домашнее обучение - это вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения; однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы. Спецшколы и интернаты, образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, способствуют формированию у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведе-ния средне профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.
Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
В. И. Слободчиков указывает на то, что «с самой общей точки зрения, образование это естественное, и может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними.. Прежде всего, образование не есть социальный тренинг и окультуривание, «сырой», натуральной природы человека, не есть ее усовершенствование для целей социальнопроизводственного потребления и использования на благо общества. Образование это путь и форма становления целостного человека, обретение им образа человеческого «в пространстве культуры и во времени истории.. Образование как совокупность множества форм обучения и формирования, социализации и взросления молодых людей может выступить одним из важнейших факторов социального прогресса и духовного обновления мира человека.. Так понятое образование действительно может вернуть себе свою историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни различных групп населения, целостности духовно-душевной жизни личности, а главное целостность и жизнеспособность различных общностей людей». (1. С. 14-16) В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства- участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном 36 уровне требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы образования.
Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки. Среди основных недостатков организации инклюзивного образования можно выделить :
- недостаточность разработки законодательной базы и системы мер социальной поддержки;
- острый дефицит квалифицированных кадров в лице коррекционных педагогов, педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей, социальных педагогов и недостаточный уровень их профессиональной подготовки;
- отсутствие существенных изменений в учебных планах специально-стей «Коррекционная подготовка и специальная подготовка», «Воспитатель ДОУ», «Учитель начальных классов» и др.
- отсутствие необходимого материально- технического обеспечения школ;
- недостаточность заработной платы молодых специалистов данного профиля и отсутствие престижа такой профессии;
- трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, транспорту, спортивным и культурным учреждениям для детей-инвалидов;
- отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в разви-тии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;
- неготовность руководителей ОУ (в первую общеобразовательных школ) к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обу-чения в обычных классах;
- наличие искаженного стереотипного взгляда общества на инвалидов, формирование его в сознании обычных детей родителями;
- неразработанность механизма деятельности психолого-медико-педагогических комиссий при вынесении заключения о «необучаемости» данной категории детей;
- отсутствие дополнительного финансирования школ, посещаемых детьми с особыми потребностями.
И вместе с тем инклюзивное образование - образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся у него физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в единый процесс обучения и воспитания, развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, снижает риски дезадаптации в обществе. Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, учатся учитывать взаимные особенности. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации. Осмысление опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки, позволит соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования.
Литература:
1. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). Киров, 2003. Е. А