Наталия Уварова
Инклюзивное образование
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность качественного образования для всех детей, независимо от состояния здоровья и других особенностей развития ребенка.
Цель: реализовать совместное воспитание и развитие дошкольников с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников в жизнь.
Задачи:
- обеспечение психологической готовности принятия детей друг друга;
Публикация «Инклюзивное образование» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
- обеспечение социализации и адаптации дошкольников с ОВЗ в инклюзивном пространстве;
- сохранение индивидуальности ребенка через гармонизацию его внутреннего мира;
- создание единого детского коллектива на основе гуманного отношения детей.
Целевая группа «Формирование нравственных взаимоотношений в инклюзивной группе детского сада» составляют 32 воспитанника:
• 10 здоровых дошкольника
• 2 дошкольника с РАС
• 10 дошкольников с нарушением слуха
Используемые принципы:
- индивидуальный подход и дифференцированность;
- системность ;
- непрерывность;
- создание ситуации успеха.
Понятие нравственных взаимоотношений между детьми-инвалидами и здоровыми:
• развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;
• обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;
• развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;
• исключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;
• исключение социальной изоляции детей.
• рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
Используемые программы по формированию инклюзивной среды
«Уроки доброты»
• Распространение ценностей толерантности в обществе;
• Создание комфортной, безопасной среды для всех участников образовательного процесса;
• Снижение защитных форм поведения, агрессивных установок, тревожности;
• Развитие личностных ориентиров на позитивное эмоциональное реагирование к суждениям и умозаключениям других людей;
Различные формы «включения» детей с ОВЗ в образовательную среду способствуют успешной адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
Результаты нашей работы:
• Социального характера: развитие самостоятельности всех детей, обогащение коммуникативного и нравственного опыта, развитие умения проявлять сочувствие, терпение и гуманность
Всё это формируется в дошкольном возрасте, а фундаментом является умение понимать других, сопереживать им. Нам необходимо обучить ребенка выражать своё сочувствие, внимание и понимание.
«Особые дети» дают шанс проявить лучшие чувства и качества: - такие как доброта, сочувствие, щедрость, любовь.
Необходимо помнить, что «особые дети» не хуже и не лучше остальных, просто у них другие возможности.
• Психологического характера: исключение формирования чувства превосходства или неполноценности, подражание «здоровому» типу поведения, исключение социальной изоляции усугубляющей патологию развития
• Педагогического характера: рассмотрение развития каждого ребёнка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)
Необходимо правильно и грамотно — ставить вопрос об инклюзивном образовании наряду с другими формами образования, в том числе с коррекционным. Без включения детей-инвалидов в жизнь относительно здоровых детей и участия здоровых детей в жизни детей-инвалидов обойтись нельзя. Такая взаимная инклюзия возможна при любых формах образования. Ребята должны попадать в условия, властно требующие от каждого «быть человеком» прямо сейчас.
Без совместно-педагогического процесса дети не научатся, не скорректируют свое нравственное поведение. Речь идет о создании без барьерной среды, в том числе — устранении межличностных барьеров. Словом, будь человеком в общении, учись понимать не только себя, осознай, что на самом деле невозможно понять себя, не понимая других.
Если тебе сложно двигаться (а то и вовсе на коляске, или не видишь, или не слышишь, или все это вместе — из массовки в той или иной степени обязательно «выпадешь». Поэтому, если уж пригласили инвалидов, надо помнить об их присутствии, специально к их участию что-то приспосабливать, максимально индивидуализировать работу.
Совместная деятельность воспитанников комбинированной группы проявляется в участии различных мероприятиях:
1. сенсорная комната, предназначена, для релакса, для снятия напряжения.
2. образовательная деятельность.
3. сюжетно-ролевая игра
В условиях совместно-педагогического процесса здоровые дети должны понять: у ребенка-инвалида можно научиться очень многому. А ребенок-инвалид должен понять, что может научить. Вот и нужно стараться сделать так, чтобы все без исключения дети были друг для друга «авторитетными специалистами» в той или иной области.