Элеонора Крамар
Палочки Кюизенера как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей с ОВ
▼ Скачать + Заказать документы
«Палочки Кюизенера как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей с ограниченными возможностями»
«Палочки Кюизенера – цветная сказка»
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
Темочки:
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийный экран, ноутбук, набор цветных счетных палочек Кюизенера ООО Корвет, схемы сложения настольного варианта.
Ход:
Слайд 1.
Добрый день коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме «Палочки Кюизенера - цветная сказка».
Слайд 2.
Остановимся на теоретической основе игровой технологии.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию. Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками".
Слайд 3.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления.
Слайд 4,5
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
В России цветные счетные палочки Кюизенера выпускает ООО Корвет с 1993 года. В наборе содержатся четырехгранные палочки сечением 1 см десяти разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.
Палочки 2, 4, 8 образуют «красную семью», и состоят из чисел, кратных 2;
Палочки 3, 6, 9 образуют «синюю» семью» и состоят из чисел, кратных 3;
«Семейство желтых» составляют 5 и 10.
Кубик белого цвета («семейство белых») целое число раз выкладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное «семейство».
В своей работе мы используем наборы из 116 палочек. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 3 до 9 лет.
Слайд 6.
Чтобы запомнить все палочки, с детьми можно выучить небольшое стихотворение
Мы по лесенке шагаем,
и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной
знаем в лесенке цветной.
Первая - это белый листок,
вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан,
четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет,
шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот,
восьмая - вкусный вишнёвый компот,
Девятая - синий мой лимузин,
десятая - оранжевый зайчик.
Слайд 7-8.
К набору палочек разработан методический материал
• Пособие Новиковой, Тихоновой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» и раздаточный материал к этому пособию,
• Книга Комаровой Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера».
• Комплект игр «Страна блоков и палочек».
• Познавательно-игровое пособие «Веселые цветные числа».
• Альбомы «Волшебные дорожки» и «Дом с колокольчиками».
• «Посудная лавка» и «На золотом крыльце.».
Слайд 9-11.
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:
На1 этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формой. Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения, с помощью которых дети знакомятся с величиной, числом, геометрическими фигурами и другими математическими понятиями.
Практически во время всех игр, накладывая палочку на изображение в альбоме, на схеме, мы закрепляем знания цветов. Во время строительства дорожек, мы учим различать длинную и короткую дорожки. Просим детей выяснить :
- Чья змея длиннее?
- Чей поезд длиннее?
- Вагончик, какого цвета длиннее?
Дети с большой охотой собирают образные картинки. Они сравнивают кошечек и собачек по величине, определяют, чем фигурка кошки отличается от фигурки собаки. Где стул для маленькой матрешки, где для большой.
Строительству лесенок (ступенек) посвящено не одно игровое упражнение. Мы учим детей строить лесенку слева –направо, тем самым закрепляя ориентировку в пространстве, количественный и порядковый счет, цвет, пространственные отношения (слева, справа, между). Также ступеньки могут строиться снизу-вверх, закрепляя такие понятия, как длиннее-короче, выше-ниже. Строя лестницы дети осваивают последовательную зависимость полочек по длине, знакомятся с образованием числа. Числовая лесенка помогает освоить прямой и обратный счет.
На 2 этапе палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. С помощью цветных палочек можно выкладывать картинки по цифрам, закрепляя умение детей соотносить число с цветом, можно складывать и вычитать. А также познакомить с симметрией.
Слайд 12-17
Рекомендации к работе с палочками
Слайд 18-23
Примеры использования (последний цветок)
Слайд 24.
А теперь переходим к практической части нашего мастер-класса. Предлагаю Вам отправиться в сказку. А в какую сказку вы узнаете, отгадав загадку:
«В сказке лисонька плутовка.
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок»
«Заюшкина избушка»
Но, чтобы картины в нашей сказке ожили, мне понадобится ваша помощь.
Слайд 25.
«В лесу жил -был зайчик. Давайте его оживим». Педагогам предлагается схема с изображением зайчика. Нужно путем наложения палочек нужного цвета сконструировать зайчика.
Слайд 26.
«У зайчика была избушка лубяная, а у лисы – ледяная». На экране появляется изображение двух избушек. Давайте построим их.
Слайд 27
«Пришла весна, избушка лисы растаяла (ломаем избушку лисы). Попросилась она к зайчику пожить, да и выгнала его. Открыл дверь зайчик и начал спускаться по ступенькам.» Перед педагогами стоят тарелочки на которых лежат приготовленные палочки Кюизенера (желтая, красная, голубая, розовая, белая). Давайте построим ступеньки. Положите левую руку на стол и найдите на тарелочке, самую длинную палочку, кладем ее вертикально рядом с левой рукой (желтая палочка, снова находим на тарелочке самую длинную палочку и кладем ее рядом (красная палочка) и т. д. Когда ступеньки готовы, спросить у педагогов:
-сколько всего ступенек у зайчика в избушке?
-какого цвета самая высокая ступенька?
-какого цвета самая низкая ступенька?
-какая ступенька находится между розовой и красной ступенькой?
Слайд 28.
«Идет зайчик по лесу плачет, а навстречу ему медведь. Давайте его оживим.» Педагоги выкладывают медведя по образцу, на экране.
Слайд 29.
«Помоги медведь выгнать лису. Конечно, помогу. Показывай дорогу.»
Давайте построим дорожку к избушке зайчика и посчитаем, сколько шагов нужно пройти медведю. Перед педагогами лежат схемы дорожки, на которых написаны цифры, нужно соотнести цифру с палочкой и выстроить дорожку. В конце работы педагоги суммируют все числа, написанные на дорожке и называют количество шагов.
Слайд 30.
«Гнал медведь лису гнал - не выгнал. Идет зайчик дальше по лесу - плачет, а навстречу ему…»Педагоги предлагается модель, которую они должны прочитать.
«Это животное, оно живёт рядом с человеком, дом охраняет» должны называть отгадку вслух, а выложить её из палочек Кюизенера. После того как педагоги выложат отгадку – собака, проверка все ли педагоги правильно справились с заданием
Слайд 31.
«Гнала собака лису гнала - не выгнала. Идет зайчик дальше по лесу - плачет, навстречу ему петушок. Зайчик просит петушка помочь ему выгнать лису. А петушок в ответ: «Я тебе помогу, если ты поможешь мне разложить мои зернышки. Их у меня 7» Педагогам предлагают найти палочку черного цвета (это число 7, и разложить ее на единицы и несколько меньших.
-сколько единиц в числе 7?
-из каких чисел можно составить число 7?
Помог петушок зайчику выгнать лису. И зажили они вместе дружно.
Слайд 32.
Вот и закончилось наше сказочное путешествие.
Прошу оценить работу мастер-класса:
Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – Мастер класс не интересен.
Спасибо за внимание!