Наталья Воронкова
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников.
Взаимосвязь воспитателя и семьи – необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста. Взаимодействие с семьей является социализирующим фактором, совмещающим функции образовательной, культурной, социальной сфер организации детской жизни. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Несмотря на то, что их воспитательские функции различны, тем не менее, прежде всего, для развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. В семье закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Семья и дошкольное учреждение, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, и установление контакта между ними необходимо. Во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Новизна сегодняшних отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие». Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны. Bо - первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие. Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. В - третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день. В - четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Вовлекли родителей в образовательный процесс детского сада. Прежде всего не только знакомя родителей на родительских собраниях теоретически с программными задачами воспитания и обучения в данной возрастной группе, а демонстрируя им на открытых занятиях то чему учили детей и чему они научились. Добиваясь, чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, пытаемся строить отношения, прежде всего, на доверительности, обеспечивая родителям уверенность в хорошем отношении к их нему ребенку воспитателей.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В общении с родителями мы стараемся уйти от использования выражения типа: «ваш Данила», «ваш ребенок», чтобы не подчеркивать отстраненность от проблем воспитания. Чаще демонстрируем конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями, например: «Валентина Ивановна, Артем придумал сегодня интересную игру, подойди, расскажи маме, во что мы сегодня играли». Ежедневно демонстрируем каждому родителю свою работу, через интересы его ребенка. Объясняем родителям, что они могут в любое удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок. К сожаленью при занятости родителей это не все могут себе позволить. Поэтому встречаясь с родителями утром или вечером, стараемся не оставлять родителей за дверью прихожей, приглашаем их в группу. Например: «Настя, покажи папе новый уголок «Наш салон красоты». Линия взаимодействия педагогов и родителей нашей группы не остается неизменной. Она постоянно совершенствуется. Прежде всего стимулом для совершенствования являются интересы и запросы родителей. Уже на первом родительском собрании мы пытались вызвать родителей на диалог, предоставляя возможность каждому родителю высказать свои мысли о воспитании. Стараемся узнать, в каких вопросах воспитания родителям необходима помощь детского сада. Взаимодействуя с родителями, имеющими сходные проблемы домашнего воспитания, используем в работе дифференцированный подход. Например, подготовив консультацию по теме: «Детские страхи и пути их преодоления» предлагаем нескольким родителям взять ее домой, что бы потом найти совместно пути преодоления данной проблемы. В работе с родителями иногда приходиться использовать линию воздействия на семью через ребенка. Если жизнь ребенка в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделиться с родителями. Дети часто берут домой свои работы, иногда игрушки, рисунки, показывают родителям новые книги, поделки которые можно изготовить со взрослыми. Дети всегда любят делиться новостями, родители не всегда умеют их выслушать, поэтому иногда приходиться объяснять родителям, что ребенку это очень важно, поделиться полученными впечатлениями. Большую роль в работе с семьей играет анкетирование родителей. Поэтому в начале учебного года прежде чем начинать взаимоотношения с родителями, проводим детальный опрос семей. Стараемся узнать их отношения к тому или иному разделу программы, виду деятельности. Анкета помогает узнать многое о детях, типах воспитания в семье, о взаимодействии детей и взрослых. Подробный анализ анкет помогает нам в дальнейшем сотрудничестве с семьей, в планировании последующий работы. В работе с родителями стараемся учитывать тип семьи :, неполная, полная. При работе с семьями стараемся осознавать цель взаимодействия и придерживаемся ее.
В работе с родителями реализуем такие задачи как:
• просвещение родителей с целью повышения их педагогического образования (через индивидуальные беседы, консультации в родительском уголке, беседы с родителями на родительских собраниях, на заседаниях клуба «Молодая семья»);
• изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательских воздействий на ребенка (через анкетирование, индивидуальные беседы.);
• задачи информационного плана (через знакомство родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ на организационных родительских собраниях и стендах);
• задачи обучающего хapaктepa (научить родителей руководить детской деятельностью, игрой, ручным трудом в процессе показа различных видов деятельности в течение «дня открытых дверей», на открытых занятиях, в совместной деятельности с родителями.
Одно из направлений нашей работы с родителями – использование «психологии доверия». Мы всегда стараемся поддерживать у родителей уверенность в хорошем отношении с нашей стороны к их детям. Поэтому мы вырабатываем у себя «добрый взгляд» на каждого ребенка. Стараемся видеть в развитии всех детей прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления и привлекать к ним внимание родителей. Стремимся заслужить доверие родителей, организуя свое взаимодействие через «трансляцию родителям положительного образа ребенка», (т. е. никогда не жалуемся на ребенка даже если он что-то натворил). Беседу стараемся вести под девизом: «Ваш ребенок лучше всех». Сообщаем об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения с другими детьми, результатах учебной деятельности и т. д. Каждую поделку представляем родителям как исключительную, даже если им самим так не кажется. Постоянно говорим родителям, что нужно гордиться даже незначительным результатом своего ребенка. При знакомстве с проблемами семьи в воспитании ребенка активная роль принадлежит родителям. Мы только поддерживаем диалог, не давая оценочных суждений. Полученную от родителей информацию используем только для организации позитивного взаимодействия Обязательным элементом любой развивающей программы является многоаспектное сотрудничество с семьей.
Формы работы с семьей.
1. Беседы с родителями.
2. Родительские собрания. (Стремясь к новой форме общения с родителями, провожу родительские собрания.
3. Наглядная информация – стенды: «Для вас родители», «Окно здоровья», «Чем мы занимались в детском саду», «Привыкаем к детскому саду».
В группе оформлен стенд «Рекомендации для родителей».
К праздникам (День матери, новый год, 23 февраля, 8 Марта) мы выпускаем праздничные газеты с поздравлениями для родителей и приглашением на совместное мероприятие.
4. Проекты с родителями.
5. Досуги и развлечения.
Главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является восстановление партнерских отношений, создание атмосферы общности, интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка в ДОУ является беседа в конце дня. При этом родительская поддержка в воспитании и развитии ребенка во многом определяется тем, как педагог сообщает о событиях жизни ребенка в дошкольном учреждении. Регулярно сообщая родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них. Регулярно предоставляя информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей, воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.
Основные принципы при организации работы с семьей :
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать, видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной – развивающей среды.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
• Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
• Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др. Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются :
1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводится анкетирование родителей, опросы.
Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты.
Отношение родителей к источникам информации, откуда они почерпывают её : (в %)
• родителей пользуются своей интуицией
• пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
• берут информацию у воспитателей.
От детского сада родители хотели бы получить:
• максимально полную информацию о ребёнка
• советы по общению с ребёнком
• советы психолога.
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей.
Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
• ребёнок плохо ест
• не слушается родителей
• родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются мало, большая часть - не обращаются, потому что:
• считают, что справятся сами
• не придают особого значения этим трудностям
• считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
1) Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2) Объединить усилия для развития и воспитания детей;
3) Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4) Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5) Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются:
1) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2) Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь пригодится и человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3) Сотрудничество, а не наставничество.
Современные папы и мамы в большинстве своем люди грамотные, и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
4) Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар- практикум могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5) Динамичность.
Детский сад сегодня должен находится в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Для того, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в д/саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему : «Социальный портрет семьи». По результатам изучения анкет выяснилось следующее: если раньше родители подразделялись на группу служащих и рабочих, то с изменением общественных условий появились предприниматели, неработающие, много неполных семей, есть многодетные семьи. Анализ рисунков воспитанников на тему : «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома.
Родители детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы.
Первая группа- это родители, очень занятые на работе, которым д/сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от д/сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях.
Вторая группа- это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать д/сад, но родители не хотят лишить ребенка полноценного детского общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов - не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, их необходимо вовлечь в работу д/сада.
Третья группа-это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от д/сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдение правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя выделить из этой родительской группы энергетичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведений праздников, конкурсов, выставок и т. д.
Содерджание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное донести до родителей знания. Существует традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно- информационные (выставки, стенды, ширмы, папки- передвижки).
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
1) Информационно- аналитические. Сюда входит выявление
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Проводится с помощью социалистических срезов, опросов.
2) Познавательные.
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Проводятся семинары- практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний в нетрадиционной форме, педагогическая библиотека для родителей.
3) Наглядно- информационные.
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Это информационные проекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.
4) Досуговые.
Установление эмоционального контакта между педагогами, детьми. Это совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках и т. п. В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Семья и д/сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по - своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и д/сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Результативность:
Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.
Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями и смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.
Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.