Любовь Нарожняя
Опыт работы детского сада «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д. С. Лихачёв
Одно из направлений работы нашего детского сада - духовно-нравственное воспитание.
Публикация «Опыт работы детского сада „Воспитание нравственных чувств и этического сознания“» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития духовной сферы человека, организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия на духовно-нравственную сферу личности ребенка с целью ее оптимального развития. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми. Поскольку в нашей стране родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно современные дошкольные учреждения призваны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления. Ребенок, начиная активную жизнь, сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что он мало знает об этом мире, но должен и хочет познать его, он хочет научиться жить. И не только физически жить, но и комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. И детям важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, за что порицают, а за что поощряют, за что хвалят или наказывают. Процесс познания для детей сложен, и все зависит от того, кто и как преподаст ребенку эти уроки жизни; с каким мировоззрением, пониманием добра и зла, с какой реакцией на поступки других, с каким поведением их познакомят.
Нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него духовных ценностей; понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него духовно–эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада.
Цель данного направления: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром, с правилами этикета.
Воспитывать чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре, бережного отношения к родной природе.
Воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам, воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как «созидателя».
Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Свою работу мы строим, руководствуясь программой “Озарение” Л. Н. Герасимовой. А также используем другую методическую литературу по данной теме. В качестве основного направления мы выбрали музыкально-поэтическое творчество русского народа, фольклор, народную педагогику – как веками выработанные формы наследования, сохранения и развития русского этноса.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций, в условиях светского образовательного учреждения оказалось делом необычайно трудным и деликатным, требующим единения желаний всех участников эксперимента: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви. Мы не можем игнорировать такую особенность детской аудитории, и потому в нашу задачу входит познакомить детей (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Для этого мы используем такие формы работы с детьми, как: занятия, беседы нравственного и духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкально-поэтические вечера.
На занятиях знакомили детей о связи мира, видимого и невидимого (духовного, ангельского). Выполняя аппликацию небесного ангела, дети познакомились с православным праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. Из данного занятия дети поняли, что Бог посылает ангелов служить людям, приносить им вести с духовного мира.
Для ознакомления детей с православной культурой воспитатели посещали с детьми храм «Всех скорбящих радость», где им рассказали как нужно здесь себя вести, основные заповеди, православные праздники. Дети, приходя сюда, с интересом и волнением рассматривают лики святых, знакомятся с понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе.
Огромное значение для воспитания у детей нравственных чувств, интереса и любви к родному краю имеет всё ближайшее окружение. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах мы даем детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, знаменитых земляках. Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Традиционным стало так же возложение цветов к памятникам защитников Родины и знакомство детей с героическим прошлым нашего народа. Дети посещают музей «Боевой Славы», где с вниманием и интересом они рассматривают экспозиции, посвященные участникам Великой Отечественной войны и участникам локальных войн. В музее мы проводим экскурсии и беседы.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине. Вот поэтому, перед нами стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину. Через экскурсии и прогулки в лес, парк, поле, мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)
Одним из немаловажных факторов является труд. Приобщая детей к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Покормите птиц зимой», «Утеплим деревья», «Елочка живи!».
Библиотека славится везде – источник радости, духовной силы, помощник в жизни, в творческом труде. Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью. Они интересуются всем. Поэтому нами, совместно с детской библиотекой организован творческий клуб «Читалёнок», где дети получают знания, участвуют в мероприятиях, проводимых работниками библиотеки вместе с воспитателями.
Мир ребенка начинается с его семьи. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях.
Анализируя работу, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые детям педагогами. Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало (или совсем отсутствуют) знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Совместно с родителями мы проводим православные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.
В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять, средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. В ближайшей перспективе мы планируем создать православную библиотеки для родителей и педагогов (детской и взрослой). Шире использовать совместный труд родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т. д.) Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Для этого необходимо совершенствование и духовный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении.) Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.