Мария Варопаева
Вопросы методики развития речи в работах К. Д. Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы
Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник русской педагогики, педагог-мыслитель — был одним из первых, кто обратил серьезное внимание на дело народного образования и создал передовую для своего времени педагогическую систему. Кипучей деятельностью, неукротимой энергией и самой жизнью К. Д. Ушинский — образец преданности и бескорыстного служения благо-сродному делу образования родного народа. Нелегко было Ушинскому проводить в жизнь свои прогрессивные идеи в век произвола, крепостничества и реакции. Но глубокая вера в народ, в его творческие силы, любовь к родине помогали ему мужественно преодолевать все препятствия и стойко переносить гонения и травлю, чинимые со стороны официальных властей.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Действительно, прогрессивные идеи К. Д. Ушинского могли полностью осуществиться лишь в условиях социализма. Только социализм открыл все дороги к реализации богатейшего наследия великого русского педагога и ученого. Прогрессивные педагогические идеи К. Д. Ушинского не могли сложиться обособленно, ибо для него педагогика, как и любая наука, есть «изъяснение мира, исполненное жизнью». Он стремился всесторонне теоретически обосновать ее и определить связи педагогики основами многих наук — анатомии, физиологии, логики. Особенно большое значение придавал К. Д. Ушинский философскому обоснованию педагогической науки, ибо считал, что без философии "… нельзя определить цели воспитания и выработать правильное мировоззрение". «Пока в университетах наших, — с горечью писал он, — наше юношество на будет иметь возможности познакомиться с историческим ходом философского мышления, до тех пор мы не будем обезопасены от распространения в нашем обществе всевозможных нелепиц, выдающих себя за философские выводы». С другой стороны, философские взгляды для самого Ушинского — не самоцель : они педагогически целенаправленны.
В целом во взглядах Ушинского преобладают материалистическое решение многих, в основном узловых, вопросов философии, элементы диалектического подхода к ним. В его философских воззрениях отразилось в какой-то мера то сложное переплетение явлений общественной жизни, которое было характерно для России того времени. Так, с другой стороны, подъем передовой мысли, а с другой — жесточайшая реакция самодержавия" душившая все прогрессивное. В силу этого взгляды Ушинского не свободны от непоследовательности, заблуждений и ошибочных положений. Однако не они определяют главную направленность воззрений Ушинского.
Как для ранних, так и поздних трудов Ушинского характерен постоянный поиск, беспокойное и настойчивое стремление к постижению истины и обоснованному решению каждого вопроса. Это и сыграло, на наш взгляд, веяную роль в развитии философских взглядов Ушинского. Определенную роль в эволюции К. Д. Ушинского сыграл также журнал «Современник», под влиянием которого он пересмотрел, как полагают его современники и исследователи, некоторые свои взгляды. Весьма плодотворным надо считать и влияние эволюционной теории Ч. Дарвина, которую К. Д. Ушинский, как известно, горячо приветствовал и сторонником которой смело выступил. В эволюционной теории Ушинский выясняет, прежде всего, общефилософский смысл, подчеркивает материалистическое понимание Дарвиным процесса эволюции. Нельзя не отметить большое гражданское мужество Ушинского? когда он, в годы все усиливающейся реакции, не только выдвигал передовые педагогические идеи, но и приветствовал учение Ч. Дарвина, ратовал за широкое внедрение его в процесс обучения. Высоко оценивая педагогическое значение эволюционной теории, К. Д. Ушинский считал, что учение Дарвина заключает в себе глубокий нравственный смысл и сетовал: «Прискорбно видеть, что положительное тупоумие одних и лихорадочный бред других не позволяет идее Дарвина принести в области воспитания всей той пользы, которую она принести может». Преодолевая эти «тупоумные крики невежд», Ушинский при создании своих учебников широко использовал естественнонаучный материал. Впоследствии именно это явилось причиной запрета «Детского мира» как книги вредной и распространяющей «заразу» материализма.
В связи с этим уместно будет отметить, что в обширной литературе об Ушинском, содержится немало противоречивых оценок его философских взглядов. Эта противоречивость объясняется тем, что самим взглядам Ушинского характерна известная противоречивость и непоследовательность, что к оценке этих взглядов авторы подходили с разных классовых и методологических позиций. Некоторые исследователи рассматривают взгляды Ушинского не в развитии, а ограничиваются рамками того или иного конкретного периода его деятельности, перенося оценки этих взглядов, относящихся к данному периоду, на другие периоды и даже на все его творчество. Вот почему эта сторона наследия К. Д. Ушинского требует дальнейшего исследования.
В педагогической системе К. Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих поколений, сокровищницей всех знаний, "… лучшим, никогда не увядающим и вечно вновь распускающимся цветком всей духовной жизни народа". В нем отражается вся история народа, его нравственные и эстетические идеалы, его мысли и чувства, желания и надежды.
В языке он видел ту живую связь, которая соединяет прошлые, настоящие и будущие поколения в единое целое. Посредством языка народ закрепляет в истории и передает в наследие потомкам многовековой опыт своей трудовой и умственной деятельности, результата духовной жизни. Язык — явление историческое, способное к бесконечному развитию — К. Д. Ушинский подчеркивал исключительное образовательное и воспитательное значение языка, называя его величайшим народным наставником. В нем наиболее полно сохранились народная мудрость, многовековой общественный опыт. Отражая в представлениях и понятиях природу страны, историю народа, всю вообще объективную действительность, язык помощью своих форм передает учащимся большое количество реальных знаний. Осваивая его неисчерпаемые богатства, дети приобщаются к подлинной жизни народа.
Язык для К. Д. Ушинского, как и для нас сейчас, — могучее средство развития индивидуума. С его помощью ребенок добывает знания, развивает мышление, общается с людьми. Наряду трудовой деятельностью и другими факторами воспитания он способствует развитию умственных сил ребенка, формирует личность. Особенно К. Д. Ушинский подчеркивал роль языка, устного народного творчества, литературы в деле воспитания у детей чувства патриотизма, Яркое отражение эти взгляды великого педагога нашли в его классических учебниках «Детский мир» и «Родное олово». Широко использованные в них образцы народного словесного творчества, удачно подобранные отрывки из произведений выдающихся русских писателей, сочинения, написанные для них самим автором, обладали гражданской устремленностью, служили целям обучения и воспитания ребенка.
Указания К. Д. Ушинского о роли родного слова в развитии обучения и воспитания детой, о положительном нравственном влиянии его на человека остаются жизненными, действенными и в наши дни. В условиях острой идеологической борьбы. Когда на Западе все большее распространение получают «теории» дегуманизации современного общества, воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку, великому. русскому языку и языкам других народов нашей страны и воспитание у них средствами родного языка высоких нравственных качеств имеет большое значение.
К. Д. Ушинский большое внимание уделял содержанию и методике первоначального обучения родному языку в школе, подвергнув суровой критике схоластику и догматизм, господствовавший в школе того времени и разработал систему обучения родному языку в начальной школе, дал ей научное психолого-педагогическое обоснование. Родной язык он считал центральным учебным предметом и основой всех общеобразовательных предметов в начальной школе. Обучение родному языку должно развивать у детей дар олова, прививать сознательное овладение его формами, умение правильно пользоваться им, обеспечить усвоение грамматических законов, т. е. логика языка.
К. Д. Ушинский научно разработал методику развития речи детей. Рассуждая о связи языка в мышления, он исходил из того, что они образуют единство, поэтому развитие речи тесно связывал с умственным воспитанием ребенка. Развивать у детей — дар слова, подчеркивал он, значит то же самое, что развивать у них логичность мышления. Усваивая родной язык, ребенок усваивает на только слова, их формы, сочетания, но и понятия о предметах, явлениях действительности, логику мышления.
К. Д. Ушинский страстно боролся с формализмом в обучении родному языку. Развивать речь отдельно от мысли, считал он, невозможно, а преимущественно перед мыслью — вредно. Отсутствие реального содержания в речи, равно как и увлечение одной лишь формой передачи мысли, приводит к формализму, а формализм в развитии языка и в развитии мысли при обучении языку одинаково вреден, мешая воспитанию правильного мышления у учащегося. Согласно К. Д. Ушинскому, развитию речи учеников в значительной степени способствует вдумчиво подобранный дидактический материал. Вот почему в одни учебники он включал такие материалы, которые обеспечивали бы всестороннее развитие мысли и речи детей : сказки, басни, загадки, пословицы, поговорки, которые своей формой и содержанием возбуждают мысль учащихся, заставляют их размышлять, делать выводы.
Прекрасным материалом для развития речи и мысли являются образы, непосредственно воспринятые из внешнего мира. В связи с этим К. Д. Ушинский выступал горячим сторонником наглядности в обучении. Детей, говорил он, надо учить наблюдать, сравнивать, сопоставлять и группировать предметы. Необходимо давать им упражнения, возбуждающие мысль и порождающие выражение этой мысли в речи. Умение правильно наблюдать, сопоставлять и получать полные и яркие образы о предметах окружающей среды обеспечит сознательное усвоение знаний. Эти взгляды К. Д. Ушинского сохраняют актуальность и сейчас.