Елена Савельева
Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №66» городского округа Саранск
Доклад на тему:
«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Савельева Е. Н.
Саранск 2020
Сегодня в обществе слово «патриотизм», «патриот» вновь обретают своё высокое значение. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Публикация «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
В Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования одним из приоритетов развития является духовно-нравственное воспитание: формирование базовых основ православной культуры и регионального патриотизма.
Актуальность:
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Вследствие этого перед воспитателем на современном этапе стоит одна из основных задач - воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала (региональный компонент).
Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать». Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
В наше время патриотическое воспитание детей вызывает проблемы, т. к. в предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито - результат этого выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия.
В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные личностные качества. Но также все прекрасно понимают и другое: ребенка легче научить решать задачи и правильно писать, чем любить Родину. Встает вопрос, как научить ребенка, любить свою Родину?
Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Исходя из всего выше сказанного мы поставили перед собой цели:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Для достижения целей поставили задачи:
- Воспитание у ребенка люби и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, республике, стране;
- Формирование бережного отношения к природе;
- Знакомство с символикой г. Саранска, республики Мордовия и РФ;
- Развитие интереса к русским и традициям и промыслам;
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
- Формирование чувства толерантности.
Решая задачи патриотического воспитания, мы руководствовались следующими принципами:
- Позитивный центризм (отбор знаний актуальных для ребенка данного возраста);
- Дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание различных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Безусловно, патриотическое воспитание подрастающего поколения – залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления.
Новые требования к системе дошкольного образования нацеливают педагогов на поиск новых форм и методов взаимодействия, как с детьми, так и с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников, формированию их патриотических чувств.
Работа в данном направлении будет проходить эффективно при введении в образовательный процесс регионального компонента.
Однако, при введении регионального компонента в образовательную деятельность с дошкольниками по формированию патриотических чувств, возникают следующие противоречия:
- между традиционным подходом к содержанию и организации образовательного процесса по формированию патриотических чувств у дошкольников и потребностью введения новых технологий, наиболее адекватных современным целям образования;
- между объективной потребностью в формировании патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента и отсутствием системного решения данного вопроса в практике работы с детьми;
- между необходимостью формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста через введение в образовательную деятельность регионального компонента и недостаточно эффективным взаимодействием с родителями по данной проблеме.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании педагогических условий для формирования патриотических чувств у дошкольников через введение в образовательную деятельность регионального компонента.
Диапазон опыта представлен системой совместной деятельности (педагог – дети – родители) и самостоятельной деятельности дошкольников по формированию патриотических чувств у детей в ходе реализации регионального компонента посредством педагогических проектов. Новизна опыта состоит в создании системы применения проектного метода в ходе реализации регионального компонента по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Образовательную деятельность по формированию патриотических чувств у дошкольников через введение регионального компоненте педагоги строят на основе разработки и реализации педагогических проектов. Тематику и содержание педагогических проектов разрабатывают с учётом возрастных особенностей и возможностей детей, предусматривая «зону ближайшего развития», а также с учетом реальных условий и возможностей детского сада. В нашем Детском саду свою работу мы строим в тесной взаимосвязи с родителями и узкими специалистами. Совместно с музыкальным руководителем проводим праздники: “Колядки”, “Масленница”, “Иван – купала” и др;
Совместно с инструктором по физическому воспитанию разучили русские игры (“У медведя во бору”, “Пятнашки”, “Кот и мыши”, “Горелки”, “Лапта”, “Жмурки” и др.)
Методика работы с детьми в рамках реализации проектов строится на основе деятельностного подхода, что является актуальным в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, но и воспитание уважительного отноЗнакомясь с “Малой Родиной”, ее достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. У детей дошкольного возраста постепенно складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Привязанность к родному дому, желание беречь его, делать лучше, связаны и с тем, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, чтобы его не освобождали из-за малых лет от общего труда, – это способствует укреплению “чувства семьи”
Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в патриотическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Они оказывают посильную помощь в организации предметно – развивающей среды, в проведении экскурсий, походов в музей, созданию альбомов, выставках, конкурсах, принимали активное участие в проведении праздников.
В ходе проведенной работы дети учатся не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям; у них формируются представления о ценности труда родителей и близких родственников, о детском саде, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей; они учатся отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран; проявлять заботу, любовь и уважение друг к другу, понимать зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.
Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей.
Таким образом, опыт работы показал, что формирование патриотических чувств через введение в образовательную деятельность регионального компонента в ходе реализации педагогических проектов актуально на сегодняшний день.