Олеся Левченко
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством организованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством организованной деятельности
Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством организованной деятельности» размещена в разделах
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами.
Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Современный ребёнок оказался в активном информационном потоке и далеко не каждый может сориентироваться в нем. "Переработать" ребёнку всю информацию часто оказывается весьма сложной задачей. Поэтому образовательная деятельность по развитию речи является важной составляющей общего развития воспитанников.
Процесс планирования ОД начинается с определения цели и задач, которые должны быть четко сформулированы.
Структура ОД по речевому развитию включает три базовые части.
I. Оргмомент
Эта часть фронтальной образовательной деятельности помогает педагогу настроить детей на работу, активизировать их словарный запас и внимание. Также в этой части можно предложить детям вспомнить и закрепить пройденный на предыдущих занятиях речевой материал. Используется беседа с включением подготовительных упражнений, методы и приемы, мобилизующие познавательный потенциал:
- Ритуальные приветствия.
- Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение
коллектива.
- Эмоциональный настрой.
- Речевые игры с мячом, игрушкой и т. д
- Психогимнастика.
II. Основная часть
Эта часть занятия состоит из нескольких подчастей, среди которых можно выделить следующие:
1. Введение в тему.
Педагог должен мотивировать детей на включение предстоящую деятельность при помощи проблемной или игровой ситуации. Педагог подводит детей к цели занятия: Например, дети находят письмо и узнают, что зима приглашает к себе в гости.
В этой части целесообразно использовать отгадывание и загадывание загадок о персонажах. А также включить упражнения, например,при пересказе детьми рассказа В. Бианки "Хвосты" можно провести игру "Угадай, чей хвост? чья голова?".
Перед ребенком ставится задача: "Животные потеряли все свои хвосты. Что же делать?".
2. Знакомство с текстом рассказа или содержанием сюжетных картин. Обучение детей умению правильно отвечать на вопросы по содержанию текста. Моделирование связного рассказа.
Эта под часть является самой информативной. Воспитатель знакомит детей с небольшими текстами литературных произведений (различных русских народных сказок или сказок и рассказов детских писателей, предлагает детям рассмотреть сюжетные картины или серию сюжетных картин. А затем —просит детей ответить на ряд вопросов по содержанию прочитанного текста или картины. Педагог должен постепенно приучать детей давать полные ответы на вопросы, используя прием повторения в начале ответа части вопроса. На данном этапе можно применять методику моделирования сюжета спомощью условно-наглядной схемы. Глухов В. П. для ее составления использует размещенные на штативе блоки-квадраты, обозначающие отдельные фрагменты рассказа.
Ткаченко Т. А. в своей методике использует опорные сигналы, это схематические картинки.
Т. В. Большева предлагает в качестве наглядности использовать мнемотаблицы и мнемодорожки.
3. Словарная работа.
Педагог обращает внимание детей на незнакомые слова в тексте, объясняет их значение. Здесь можно использовать прием исследования слова (как добыть информацию: подумать самому, спросить у взрослого, прочитать в книге, посмотреть в компьютере)
4. Физкультурная минутка.
Для большинства детей характерно снижение работоспособности. Под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов — памяти, внимания, восприятия, мышления. Дети с удовольствием выполняют упражнения, имитируя перечисленные действия в соответствии с текстом, который зачитывает педагог.
5. Актуализация знаний
Педагог читает текст с установкой детей на пересказ и на самостоятельное составление наглядной схемы; Обращает внимание детей на последовательность рассказа по картине, применяет прием "Вхождение в картину", схемы описательных рассказов.
6. Составление устного связного монологического высказывания детьми.
Педагог предлагает детям самостоятельно составить пересказ, рассказ по серии картин или рассказ по сюжетной картине, с обязательной наглядной опорой. Также есть серия фронтальных занятий, на которых дети составляют пересказ по следам прочитанной сказки, с элементами драматизации и использованием различных предметов. Эти занятия очень нравятся детям. Они помогают каждому ребенку по желанию принять участие в знакомой сказке и сыграть по-своему выбранную роль сказочного персонажа. Очень важно, с каким настроением воспитатель слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное настроение и отношение взрослых удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему ребёнку.
И наоборот - недовольное, напряженное выражение лица педагогамогут парализовать выступление самого способного ребенка.
III. Подведение итогов
После выполнения всех заданий и упражнений основной части педагог вместе с детьми анализирует рассказы детей, отмечает такие качества как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту, картине и серии картин. Особенно обращает внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.
В заключении дети обсуждают с воспитателем результаты работы и те трудности, которые возникли при выполнении заданий. Воспитатель может задавать вопросы:«Что интересного вы сегодня узнали?», «Что было для вас самым сложным?» также необходимо обязательно похвалить и поблагодарить всех детей за участие в работе.
1. Развитие связной речи через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.
Предложить ребёнку самому рассмотреть картинки и попробовать по ним придумать маленький рассказ. Если нужно, помогите ему.
2. Составление описательного рассказывания.
Очень удобно пользоваться методом мнемотехники при составлении описательных рассказов.
3. Творческое рассказывание.
Это деятельность, результатом которой является придумывание сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенных, облеченных в определенную словесную форму.
4. Заучивание стихотворения.
Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Ещё один метод заучивание стихотворения — это мнемотаблица- это схема, в которую заложена определенная информация.
В заключении хочется ещё раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребёнка: правильность звукопроизношения, богатство словарного запаса, владение грамматическими нормами речи, её образность и выразительность.
Для того чтобы связная речь ребёнка смогла приобрести все необходимые для неё качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь сложный, интересный и вполне доступный для него путь.
Для эффективного формирования связной речи необходимо обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Целесообразно использовать на занятиях и в свободной деятельности яркое наглядное оформление, разнообразные методы и приёмы, закреплять полученные детьми на занятиях навыки связной речи в их повседневной жизни.
В детском саду задача формирования связной речи у детей может быть успешно решена при условии совместной реализации общеобразовательных задач, при тесной преемственности в работе педагогов и родителей.