Султрекова Екатерина Игоревна
Развитие речи детей в ясельной группе детского сада. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В возрасте 1-3 лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Очень важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.
Публикация «Развитие речи детей в ясельной группе детского сада, Из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи. Мы стараемся постоянно разговаривать с детьми, включать каждого в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях.
Оказать реальную и полноценную помощь по развитию речи детей 1-2 летнего возраста, нам помогают специальные приемы стимуляции речевой активности, игровая деятельность, использование игровых песенок, сказок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми и др.
Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка на втором году жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная деятельность стимулирует развитие его инициативной речи.
В ясельной группе развитие речи начинается с раздевалки, с того момента, когда мама или папа привели своего ребёнка в детский сад. Воспитатель здоровается, с ребёнком. В эти первые минуты нахождения в детском саду и общения с воспитателем уже происходит развитие речи ребёнка. Дети склонны к подражанию. Они чутко реагируют на состояние, настроение окружающих его взрослых.
Программное содержание, предлагаемое детям на всех занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, закрепляется в процессе повседневного общения с ними и самостоятельных игр в быту.
Важнейшим принципом построения системы занятий является постепенное усложнение их содержания. В группе имеются различные пособия для проведения занятий по развитию речи, кукольный, настольный театр, различные книжки и картинки, дидактические игры сделанные своими руками.
Уровень развития речи детей в один-два года :
Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы;
Выполняют просьбы взрослых, состоящих из двух частей;
Понимают значение пространственных предлогов (положила на стол, сядь на диван).
Практическая реализация опыта нашей работы
Занятие по развитию речи проводятся в три этапа. Первая часть – вводная, игровой момент. Вторая часть – основная, и заключительная, закрепление материала.
В группе созданы условия по развитию речи. Подобран иллюстрированный материал по темам: «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Животные», а также сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и многие другие сказки, книжки раскладушки, книжки-малышки.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. «Бабочка летает».
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Упражнение «Шарик»
Надуть щёки, сдуть щёки.
«Дуем пузыри»
В этом упражнении можно использовать настоящие мыльные пузыри или вообразить, что они находятся в руках.
«РЫБКА ШЕВЕЛИТ ГУБАМИ»
Смыкать и размыкать губы.
Упражнение «Заборчик».
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Подвижные игры с речевым сопровождением
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик», «Котик в гости к нам пришел».
Логоритмические игры с самомассажем
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
Это я
Это глазки. Вот. Вот. (показ - глаза поочередно)
Это ушки. Вот. Вот. (показ -уши поочередно)
Это нос. Это рот. (показ - нос, рот)
Там спинка. Тут живот. (ладошку кладут на спину,другую на живот)
Это ручки. Хлоп, хлоп. (руки вперед два хлопка)
Это ножки. Топ, топ. (два раза топают ногами)
Ох, устали. Вытрем лоб. (правой ладонью проводят по лбу)
Игры – подражания с речевым сопровождением
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
- А-а-а (плач ребенка, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).
- О-о-о (разболелся зуб,удивление).
- У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Пальчиковые игры
Это уникальное средство для развития речи : стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Очки»
Бабушка очки надела
И на внучку посмотрела. (Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко; колечки поднести к глазам.)
«Посчитаем»
(Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.)
Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные,
Все такие нужные… (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)
«Гармошка»
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю. (Пальцы на обеих руках соединить вместе. Широко раздвинуть пальцы на обеих руках.)
Игры с различными предметами и материалами
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. Очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.