Любовь Ткачева
Развитие речевых способностей у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию доклад на тему: ""Развитие речевых способностей посредством приобщения к русской народной культуре"
2 слайд- Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребёнка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.
Публикация «Развитие речевых способностей у дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Формирование фундаментальных черт личности, доминирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и т. д
А своевременное и правильное овладение ребёнком родным языком, родным словом, родной речью является важнейшим условием полноценного развития личности.
3 слайд- Руководствуясь Распоряжением Правительства Российской Федерации «О стратегии развития воспитания до 2025 года» В рамках реализации программы «Социокультурные истоки», в 2021-22 учебном году мы работали над годовой задачей «Развитие речевых способностей дошкольников посредством приобшения к русской народной культуре».
Для решения этой годовой задачи во всех возрастных группах были реализованы долгосрочные проекты.
4 слайд- Младшая разновозростная группа - работали по долгосрочному проекту «Использование народных сказок и потешек в развитии речи детей младшей группы», в ходе которого использовались приложения к программе Истоки- книги Добрый мир, Любимый образ.
Работа в этом направлении по программе Социокультурные истоки начинается с хороводной песни «Песенка про солнышко». Через осмысление таких слов как зорюшка, солнышко, полюшко, цветики и другие добрые и ласковые слова, которые слышит и произносит ребёнок, у него создается образ доброго мира, он учится радоваться солнышку.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократные повторения, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Так же главным произведением книг «Социокультурных истоков» является русская народная сказка. Она развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами, а так же воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике.
5 слайд- На итоговом занятии проекта по развитию речи под названием (Сказка-сказочка, воспитанники младшей группы проговорили всех героев сказки, узнали героев сказок по загадкам, картинкам, пересказали заданную сказку, нашли героя сказки, среди других героев сказок.
Реализация проекта способствовала обогащению словаря детей, формированию грамматического строя речи,
развитию монологической и диалогической речи.
6 слайд- В средней разновозрастной группе, педагоги работали по долгосрочному проекту «Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора» этот проект основывался на книгах для развития детей 4-5 лет, Дружная семья, В добрый путь и тд.
Родной дом для каждого человека является началом всех путей и дорог, а каким он был раньше, в давние времена?
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем условия для познания первоначально родной семьи, дома, затем родного детского сада, в старшем возрасте – мир родного села, района, города, мир родной отчизны. Тем самым мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа.
7 слайд- Итоговым мероприятием данного проекта стали посиделки в избе- музее, где ребята уже сами проговорили название предметов русской избы, поиграли в игру- закличку, изготовили из платочка игрушку- птичку, спели частушки.
Реализация данного проекта способствовала развитию словарного запаса через разучивание песенок, закличек, загадок, новых слов.
В процессе взаимодействия в ходе специально организованной деятельности дети совершенствовали диалогическую, монологическую речь.
Старшая разновозрастная группа и долгосрочный проект «Матрешка»
8 слайд- На очередном утреннем круге, ребёнок задал вопрос, а матрешка, это игрушка или кукла? И у педагогов возникла идея проекта «Матрешка».
Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки.
Годовая задача реализовывалась через прочтение рассказов и сказок, разучивание частушек, песенок, закличек, загадок о матрешке. Часть произведений использованы из книг- приложений- Радость послушания, Добрые друзья, Мудрое слово.
9 слайд- Итоговым мероприятием стал праздник «День рождение матрёшки».
У детей прослеживалась положительная динамика овладения познавательными, речевыми умениями и навыками, повысился уровень использования специализированных терминов по теме проекта в речи, пополнился словарный запас детей.
10 слайд- Музыкальным руководителем так же реализован проект «Русские народные музыкальные инструменты» Его цель: способствовать музыкальному, речевому и общекультурному развитию детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русской народной культурой, её историческими истоками.
В ходе проекта на музыкальных занятиях воспитанники знакомились с историей русских народных инструментов, их названиями, слушали их звучание, узнавали способы игры на ложках, колокольчиках, трещётках и других народных инструментах.
Для достижения цели использовались следующие методы работы с детьми: познавательно- игровые занятия, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, познавательные беседы, разучивание песенок, потешек, частушек, что способствовало развитию речи детей.
11 слайд- Итоговым мероприятием проекта стало развлечение «Музыкальная ярмарка», на котором дети закрепили названия музыкальных инструментов и способы игры на них.
12 слайд- Использование фольклора в физическом воспитании является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста.
Проект «Русские народные игры» также долгосрочный и реализовывался на занятиях по физическому воспитанию.
Народные игры выполняют множество функций способствуя развитию речи ребенка. Формируется мотивация к процессу говорения; -воспитывается внимание к речевому оформлению мыслей и волеизъявлений;
-развивается звуковая культура речи : - пополняется и активизируется словарь;
- совершенствуется грамматический строй речи;
- совершенствуются монологическая и диалогическая формы речи;
13 слайд- Итоговым мероприятием стал праздник «Русской рубахи», на котором дети закрепили знание народных игр, их правила, продемонстрировали умение договариваться. Сценарий этого праздника взят из сборника «Социокультурные истоки»
14 слайд- Для подведения итога в реализации годовой задачи в учреждении проведён конкурс среди групп «Лучший центр народной культуры».
Каждый центр был по своему представлен, оснащен в соответствии с возрастом воспитанников группы.
15 слайд -В реализации годовой задачи также принимали участие родители. Разучивание потешек, стихов для утренников, участие в создание стенда «Любовь и добро нас по жизни ведут»- стенд направлен на раскрытие пользы добрых дел и семейных традиций, которые способствуют воспитанию доброго ребёнка.
16 слайд- Работая над годовой задачей мы пришли к выводу, что фольклор является хранителем отечественного языка, что само по себе представляет большую ценность. Мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской культуры, родная песня и народная игрушка, всё предметное содержание использованное из «Социокультурных истоков» помогает дошкольникам понять и принять ценности родной культуры.
17 слайд