Любовь Шабалкина
Доклад «Развитие навыков учебной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему : «Развитие навыков учебной деятельности»
Учитель - логопед: Шабалкина Л. А.
Развитие навыков учебной деятельности.
Чтобы успешно учиться, ребёнку нужны определённые умения и навыки. Различают специфические навыки и умения, необходимые на определённых уроках и обобщённые умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения развиваются позже, но предпосылки их закладываются уже в дошкольном возрасте. Среди них наибольшее значение для предстоящей учебной деятельности имеют следующие умения:
Публикация «Доклад „Развитие навыков учебной деятельности“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Принимать учебную задачу и следовать правилам;
2. Осуществлять контроль за собственными действиями;
3. «Ручная умелость».
1. Принятие учебной задачи - один из важнейших компонентов учебной деятельности. Поэтому важно научить ребёнка соответствующему умению. Пробуем разобраться, что значит уметь принимать учебную задачу? Это означает способность ребёнка выделить вопрос - проблему, подчинить ей свои действия и опираться не на наличную ситуацию, а на те логические, смысловые отношения, которые отражены в условиях задачи.
Как проверить, умеет ли ребёнок принимать учебную задачу? Для этого предлагается задача типа:
«Лиса больше зайца, заяц больше медведя. Кто в этом случае больше -лиса или медведь?»
Если ребёнок примет задачу как учебную, он на какое-то время задумается, возможно, уточнить условие, задаст вопрос и т. п. Но если этого не произойдёт, и он без особых колебаний даё т ответ: «Медведь. Он самый большой и сильный», то это означает, что ребёнок данным умением не владеет.
Что же делать? Как научить ребёнка этому умению?
Одна из наиболее простых рекомендаций состоит в том, чтобы научить ребёнка не давать поспешных ответов, научить его перед ответом хоть немного думать. Для этого можно искусственно удлинить отрезок времени между вашим вопросом и ответом.
Кроме того, важное место в развитии рассматриваемого умения занимает сюжетно - ролевая игра.
Ещё одно важное умение - умение следовать правилам.
Для развития этого умения наиболее эффективны так называемые игры с правилами. Такие игры вообще имеют очень большое значение для психического развития детей, поскольку игры с правилами предшествуют учебной деятельности. Наиболее важным в этих играх с правилами ребёнок учится «деловому», содержательному общению со сверстниками.
2. Формирование действий самоконтроля.
Самоконтроль - это способность контролировать свои действия в процессе выполнения любой деятельности, в том числе учебной.
Общий принцип формирования и закрепления самоконтроля -постепенный и последовательный перевод детей с внешнего контроля, осуществляемого взрослым, на самоконтроль.
На этапе принятия учебного или игрового задания действия самоконтроля формируются путём установки ребёнка на запоминание условий задания или правил игры. Для этого учим:
1) повторять задание вслух сразу после того, как оно сформулировано;
2) оценивать правильность этого повторения;
3) обращать внимание на способы выполнения задания ещё до того, как оно начато.
При этом проговаривание вслух постепенно сменяется проговариванием шёпотом, а затем - «про себя».
Формирование действий самоконтроля на этапе выполнения задания должно быть направлено на обучение таким умением:
1. Оценивать правильность выполнения задания в самом начале и по ходу его исполнения;
2. Повторять условия задания в ходе его выполнения;
3. Контролировать правильность выполнения задания другим ребёнком или взрослым.
Здесь тоже громкая речь постепенно должна быть вытеснена проговариванием «про себя». Действие считается сформированным, если ребёнок работает молча, уверенно, правильно, допущенные ошибки исправляет самостоятельно. Здесь подчеркнём, что любые самоисправления следует поощрять, даже если из-за них возникает «грязь». Пока самоконтроль не сформирован, нужен постоянный «пошаговый», ненавязчивый контроль со стороны взрослых. При этом основной формой указаний должно быть не замечание, а совет.
3. Подготовка руки к письму.
Ещё одной важной задачей подготовки ребёнка является развитие у него так называемой «ручной умелости». Такое развитие предполагает усвоение знаний и навыков, обслуживающих как содержательную, так и моторную, двигательную сторону письма.
Каким же образом можно развивать «ручную умелость»? Этому способствуют такие виды изобразительной деятельности, как рисование, лепка, аппликация, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, корешков дерева и других материалов.