Флора Исаева
План по самообразованию на тему «Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»
ПЛАН
«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Исаевой Ф. В.
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Цели:
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
]. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
Задачи:
1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
2. Знакомить с различными свойствами веществ.
3. Развивать представления об основных физических явлениях
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
9. Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для
возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10. Формировать у детей разные способы познания.
Содержание работы Срок выполнения Результаты
1. Изучать теоретический материал по данной теме сентябрь Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования
2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности. сентябрь Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.
3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей В теч. года Оформлены:
- уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
-мини-лаборатория с набором элементарных приборов:
*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
*природный материал (камешки, песок, семена)
*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
*прочие материалы (лупы, термометры, весы)
*домашний огород
*дидактический материал
4. Наметить основные формы работы октябрь *Занятия
*Самостоятельная деятельность детей
*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником
5. Составить перспективный план октябрь См. приложение
6. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования В теч. года Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит».
7. Создать картотеку опытов и экспериментов В теч. года Имеется.
8. Работа с воспитателями:
Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»
Просмотр занятия на РМО «Свойства света»
Итоговое занятие «Воздух вокруг нас» В теч. года Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.
9. Работа с родителями:
Консультации:
-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Тематические фотовыставки:
-«Моя семья в лесу»
-«Моя семья на даче»
- «Мои домашние питомцы»
Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»
В теч. года Папка-передвижка «Познавательный мотив»
Литература
1. Поддьяков А. И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
2. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
3. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.
4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М. : ТЦ «Сфера», 2004.
9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб. : Акцидент, 1997 г.
10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
11. Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
12. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
11. Интернет ресурсы
Подготовительная группа
Живая природа
№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование
1. Растения Запасливые стебли. Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу. Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.
2. Растения Бережливые растения. Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне. Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.
3. Молоко Растущие малютки. Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Емкости с крышкой, молоко.
4. Хлеб Заплесневелый хлеб. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков, нужны определенные условия. Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
Неживая природа
№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование
1. Вода Замерзание жидкостей. Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.
2. Вода Вода двигает камни. Узнать, как замерзшая вода двигает камни. Соломинки для коктейля, пластилин.
3. Вода Фильтрование воды. Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
4. Воздух Воздух вокруг нас Выявить свойства воздуха Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.
№ Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской деятельности Материал и оборудование
1. Свет Свойства света Выявить свойства света Разные источники света, белый экран, теневой театр