МААМ-картинки

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей

Татьяна Степура
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Речь — это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане.

Публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Связная речь — это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя.

Основная функция связной речи — коммуникативная : посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками. Речевое общение предполагает:

— связное изложение содержания мыслей собеседнику, чтобы добиться наилучшего понимания последним содержания высказывания (функция сообщения);

— необходимость в побуждении и убеждении собеседника действовать определенным образом для достижения результата (побудительная функция);

— потребность выразить свои впечатления, чувства, эмоции, отношение к чему-то (экспрессивная функция).

Планирующая функция связной речи предполагает отбор средств, определяет и регулирует последовательность взаимодействия людей в любом виде деятельности для осуществления задуманной цели.

В каких формах развивается связная речь ребенка?

Диалогическая речь — это форма социального взаимодействия, необхо-димая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка. Она предполагает освоение трех групп умений.

1. Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ свое суждение, правильно выражая мысль; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.

2. Умения речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как можно начать разговор со знакомыми и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.

3. Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы.

Полилогическая речь — это речь при участии в коллективном разговоре. В дошкольном возрасте необходимость полилога возникает при обсуждении детьми предстоящей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности. Помимо умений диалогической речи полилог предполагает умение следить за темой, не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике. Монологическая речь — это вид внешней речи, в которой осуществляется последовательное, логическое развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста. Академик Л. В. Щерба метко назвал монолог организованной системой мыслей, облеченной в словесную форму.

Монолог характеризуется такими признаками, как целостность (единство темы, структурное оформление (разное в зависимости от типа монолога, логика (связность, объем высказывания, плавность (отсутствие длительных неоправданных пауз). Монолог требует проявления самостоятельности в определении темы, содержания и формы высказывания.

В дошкольном возрасте дети начинают осваивать четыре формы монологической речи.

1. Рассказ-повествование. Цель его — в логической последовательности передать собеседнику содержание события.

Структура повествовательного рассказа:

— экспозиция — описание обстановки и действующих лиц до начала действия;

— завязка — причина событий, развитие событий;

— кульминация — высшее напряжение действия;

развязка — заключительный момент в развитии событий, их окончание.

2. Рассказ-описание. Цель — вызвать в сознании собеседника наиболее яркий образ описываемого объекта или предмета. Он не предполагает жесткой структуры. Структура рассказа будет зависеть от объекта и его значимости для рассказчика. Например, при описании предмета быта рассказ начинается с назначения, строения каждой его части, а в конце указываются индивидуальные особенности данного предмета. При описании природного или художественного объекта логичнее начать с выражения эстетических впечатлений, ценностного отношения к объекту. Общим является то, что рассказ начинается с названия предмета, а затем выделяются существенные, характерные и индивидуальные признаки. Говорящий обязательно ищет яркие образные выражения для вербального иллюстрирования особенностей.

3. Рассказ-контаминация — смешанный текст. Основу контаминации составляет повествование, дополненное подробными описаниями, отступлениями от основной сюжетной линии или сочетание описания и рассуждения.

4. Речь-рассуждение — самая сложная форма монолога. Цель ее — на основе известного содержания, проанализированного под определенным углом зрения, прийти логическим путем к определенным выводам. Задача рассуждающего — приобщить слушателя к совершаемой умственной работе и подвести к выводам.

Речь-рассуждение проявляется у дошкольников в трех формах :

— речь-доказательство, цель которой — убедить собеседника, обосновать свои суждения, привести слушателя к выводам. Логика речи зательства : выдвижение тезиса, анализ явления и приведение доводов, аргументов, формулирование выводов;

— речевое планирование деятельности;

— объяснительная речь.

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка — его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

— ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

— содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

— основу технологии составляет личностно-ориентированное вза-имодействие с ребенком;

— реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

— организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии : проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создания детского портфолио, коллекционирования, информационно-коммуникативные технологии.

Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов:

1. Мотивационный этап.

Цель этапа — стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.

Задачи образовательной области «Коммуникация» :

Развивать диалогическую и полилогическую речь. Развивать информационно-коммуникативные умения ( умение договариваться: слушать и слышать друг друга). Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению; Развивать умения высказываться.

Методы и содержание работы:

Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей : сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской

задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др.

Формы взаимодействия:

Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.

2. Этап накопления содержания для общения и речи.

Цель этапа —обогащение представлений детей по теме.

Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.

Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.

Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстрация (компьютерных

презентаций, видео-и мультипликационных фильмов, опытов); словесные методы:

чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта,

сказок, стихов и т. д.); практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п. ; упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.

Формы взаимодействия:

Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности

(НОД, экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения в совместной деятельности; поручения и т. д.

3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.

Цель этапа — развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.

Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ,

рассказ-контаминацию; развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности; развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты; развивать звуковую культуру речи, грамматически-правильную речь, интерес к литературе.

Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных

произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание; коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами — «командами»; составление рассказа по частям.

Формы взаимодействия:Образовательные ситуации НОД; образовательные

ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры.

4. Творческий этап.

Цель этапа — развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.

Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.

Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками. Развивать индивидуальные способности детей :

организаторские, художественные, творческие.

Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинение сказок по картам Проппа; сочинение лимериков; сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач ТРИЗ.

Формы взаимодействия: Образовательные ситуации НОД; образовательные

ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной

деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведении игр драматизаций, режиссерских игр, театрализованных игр, показе спектаклей посредством разных видов театров.

5. Оценочно-результативный этап.

Цель этапа — развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.

Обогащать представления детей о правилах речевого

этикета. Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников; доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника.

Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ — самооценка.

Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных

умений детей.

Формы взаимодействия: Образовательные ситуации поддержки; ситуации общения.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников Муниципальное Бюджетное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение №57 "Белочка" г. Улан-Удэ Доклад-презентация "Современные образовательные.

Современные технологии для развития речи дошкольников «Современные технологии для развития речи дошкольников». Развитие речи младших дошкольников». Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит.

Современные технологии для развития речи дошкольников Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ №.

Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация «Современные образовательные технологии для развития математических способностей у детей дошкольного возраста» Мукина Елена.

Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников» Актуальной задачей современной системы образование является.

Современные технологии для развития речи дошкольников Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
Опубликовано: 24 марта 2018 в 22:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Степура в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД