Татьяна Степура
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь — это индивидуальный психический процесс, поэтому темп освоения языка, качество речи будет зависеть от состояния и индивидуальных особенностей речевого аппарата ребенка, особенностей развития всех его психических функций.
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связности мысли, выражаемой говорящим. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане.
Публикация «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Связная речь — это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя.
Основная функция связной речи — коммуникативная : посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и сверстниками. Речевое общение предполагает:
— связное изложение содержания мыслей собеседнику, чтобы добиться наилучшего понимания последним содержания высказывания (функция сообщения);
— необходимость в побуждении и убеждении собеседника действовать определенным образом для достижения результата (побудительная функция);
— потребность выразить свои впечатления, чувства, эмоции, отношение к чему-то (экспрессивная функция).
Планирующая функция связной речи предполагает отбор средств, определяет и регулирует последовательность взаимодействия людей в любом виде деятельности для осуществления задуманной цели.
В каких формах развивается связная речь ребенка?
Диалогическая речь — это форма социального взаимодействия, необхо-димая для обмена мыслями, впечатлениями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка. Она предполагает освоение трех групп умений.
1. Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ свое суждение, правильно выражая мысль; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слушать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения.
2. Умения речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как можно начать разговор со знакомыми и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); правильно обращаться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору, выражении просьбы, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, одобрения, поздравления, благодарности, при прощании.
3. Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы.
Полилогическая речь — это речь при участии в коллективном разговоре. В дошкольном возрасте необходимость полилога возникает при обсуждении детьми предстоящей совместной игры, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности. Помимо умений диалогической речи полилог предполагает умение следить за темой, не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике. Монологическая речь — это вид внешней речи, в которой осуществляется последовательное, логическое развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста. Академик Л. В. Щерба метко назвал монолог организованной системой мыслей, облеченной в словесную форму.
Монолог характеризуется такими признаками, как целостность (единство темы, структурное оформление (разное в зависимости от типа монолога, логика (связность, объем высказывания, плавность (отсутствие длительных неоправданных пауз). Монолог требует проявления самостоятельности в определении темы, содержания и формы высказывания.
В дошкольном возрасте дети начинают осваивать четыре формы монологической речи.
1. Рассказ-повествование. Цель его — в логической последовательности передать собеседнику содержание события.
Структура повествовательного рассказа:
— экспозиция — описание обстановки и действующих лиц до начала действия;
— завязка — причина событий, развитие событий;
— кульминация — высшее напряжение действия;
— развязка — заключительный момент в развитии событий, их окончание.
2. Рассказ-описание. Цель — вызвать в сознании собеседника наиболее яркий образ описываемого объекта или предмета. Он не предполагает жесткой структуры. Структура рассказа будет зависеть от объекта и его значимости для рассказчика. Например, при описании предмета быта рассказ начинается с назначения, строения каждой его части, а в конце указываются индивидуальные особенности данного предмета. При описании природного или художественного объекта логичнее начать с выражения эстетических впечатлений, ценностного отношения к объекту. Общим является то, что рассказ начинается с названия предмета, а затем выделяются существенные, характерные и индивидуальные признаки. Говорящий обязательно ищет яркие образные выражения для вербального иллюстрирования особенностей.
3. Рассказ-контаминация — смешанный текст. Основу контаминации составляет повествование, дополненное подробными описаниями, отступлениями от основной сюжетной линии или сочетание описания и рассуждения.
4. Речь-рассуждение — самая сложная форма монолога. Цель ее — на основе известного содержания, проанализированного под определенным углом зрения, прийти логическим путем к определенным выводам. Задача рассуждающего — приобщить слушателя к совершаемой умственной работе и подвести к выводам.
Речь-рассуждение проявляется у дошкольников в трех формах :
— речь-доказательство, цель которой — убедить собеседника, обосновать свои суждения, привести слушателя к выводам. Логика речи зательства : выдвижение тезиса, анализ явления и приведение доводов, аргументов, формулирование выводов;
— речевое планирование деятельности;
— объяснительная речь.
Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка — его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
— ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
— содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
— технология должна носить здоровьесберегающий характер;
— основу технологии составляет личностно-ориентированное вза-имодействие с ребенком;
— реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
— организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии : проектной деятельности, развития детского речевого творчества, группового взаимодействия детей, исследовательской деятельности, создания детского портфолио, коллекционирования, информационно-коммуникативные технологии.
Логика конструирования и реализации педагогической технологии развития общения и речи детей включает следующую последовательность этапов:
1. Мотивационный этап.
Цель этапа — стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
Задачи образовательной области «Коммуникация» :
Развивать диалогическую и полилогическую речь. Развивать информационно-коммуникативные умения ( умение договариваться: слушать и слышать друг друга). Развивать умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению; Развивать умения высказываться.
Методы стимулирования и мотивации речевой деятельности и общения детей : сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской
задачи, проблемного вопроса, загадывание загадки и др.
Формы взаимодействия:
Ситуации общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.
2. Этап накопления содержания для общения и речи.
Цель этапа —обогащение представлений детей по теме.
Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества.
Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.
Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ (картин, иллюстраций, предметов и объектов, игрушек); демонстрация (компьютерных
презентаций, видео-и мультипликационных фильмов, опытов); словесные методы:
чтение (художественных и познавательных текстов); рассказывание (историй из опыта,
сказок, стихов и т. д.); практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок, атрибутов для игр и т. п. ; упражнение в умениях; отгадывание кроссвордов, ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.
Формы взаимодействия:
Образовательные ситуации в непосредственно образовательной деятельности
(НОД, экскурсии, образовательные ситуации сопровождения общения и речи в режимных моментах, подгрупповые и индивидуальные ситуации общения в совместной деятельности; поручения и т. д.
3. Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.
Цель этапа — развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.
Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ,
рассказ-контаминацию; развивать речь-рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности; развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты; развивать звуковую культуру речи, грамматически-правильную речь, интерес к литературе.
Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных
произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану; составление диафильмов; совместное рассказывание; коллективное составление рассказа; составление рассказа подгруппами — «командами»; составление рассказа по частям.
Формы взаимодействия:Образовательные ситуации НОД; образовательные
ситуации сопровождения в процессе режимных моментов; ситуации общения в разных видах деятельности; совместные словесные и дидактические игры.
4. Творческий этап.
Цель этапа — развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.
Развивать умения творческого рассказывания, сочинительства, речевой импровизации.
Развивать коммуникативные умения в процессе делового, игрового и творческого сотрудничества со сверстниками. Развивать индивидуальные способности детей :
организаторские, художественные, творческие.
Сочинение рассказов по аналогии; придумывание окончания к рассказу (описательному или повествовательному); придумывание продолжения и окончания к рассказу; сочинение рассказа или сказки по плану или по схеме; сочинение сюжетного рассказа по игрушкам; сочинение рассказа на тему; сочинение рассказа по пословице; сочинение загадок; сочинение сказок по картам Проппа; сочинение лимериков; сочинения с использованием методов теории решения изобретательских задач ТРИЗ.
Формы взаимодействия: Образовательные ситуации НОД; образовательные
ситуации сопровождения в литературном центре активности и центре художественно-творческой деятельности; образовательные ситуации поддержки в самостоятельной
деятельности; ситуации общения в процессе подготовки и проведении игр драматизаций, режиссерских игр, театрализованных игр, показе спектаклей посредством разных видов театров.
5. Оценочно-результативный этап.
Цель этапа — развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.
Обогащать представления детей о правилах речевого
этикета. Развивать умения слышать и замечать достоинства и недостатки речи сверстников; доброжелательно оценивать речевые проявления сверстника.
Методы внешней педагогической оценки: анализ-оценка взрослого; анализ-оценка сверстника; самоанализ — самооценка.
Методы сущностной оценки: оперативная диагностика речевых и коммуникативных
умений детей.
Формы взаимодействия: Образовательные ситуации поддержки; ситуации общения.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил.