Мария Ларченко
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в русле разработки программы воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день уважаемые коллеги. Прежде чем говорить о патриотическом воспитании, нужно знать, что такое патриотизм.
Патриотизм (от греческого – «соотечественник», «отечество») –
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в русле разработки программы воспитания» размещена в разделах
Целью патриотического воспитания у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность
Исходя из этого можно выделить целый комплекс задач:
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг. Гимн);
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Данные задачи решаются во всех видах деятельности в детском саду: на занятиях, в играх, в труде, в самостоятельной детальности – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувство и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа в данном направлении в нашем детском саду ведется постоянно и ежедневно.
Постоянно ведется работа по формированию бережного отношения к природе. Проводятся экологические беседы, посвященными вопросам природы. Дети принимают участие в создании сказок: «Чудище – хламище», «Нет мусору!». Так же дети принимают участие в сборе гербария, организовываются выставки поделок с использованием природного материала. Вместе с детьми создаются экологические проекты. Один из них — это проект «Книга природы» Работа в этом направлении занимает большое место в патриотическом воспитании, т. к. только патриот своей Родины способен воспринимать и беречь природу своей страны.
Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства. Основная задача трудового воспитания в дошкольном детстве – формирование положительного отношения к труду
Воспитывать у детей умение и желание трудиться можно, с помощью организации трудовой деятельности, в которую входят: поручения, совместная деятельность педагога и детей, дежурство.
Начиная с младшей группы дети приучаются правильно одеваться и раздеваться, мыть руки в соответствии с алгоритмами Схемы, есть в каждой группе. Они соответствуют возрастным особенностям детей.
Дежурство по столовой — это одно из любимых занятий наших ребят. Они с удовольствием накрывают на стол в соответствии с алгоритмом сервировки стола, который так же есть в каждой группе. Схемы помогают детям правильно выполнять свои действия.
В любом возрасте дети помогают воспитателю в наведении чистоты и порядка в группе, откликаются на просьбу воспитателя в оказании помощи в починке коробок для игр и книг.
Так же начиная с младшего возраста и до старшего ребят приучают наводить порядок в своем шкафчике и следить за опрятностью своего внешнего вида.
Во время пандемии наши ребята так же приобщались к труду, помогая родителям вырастить рассаду для дачи.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Работа в этом направлении ведётся постоянно. Детей знакомят с народными игрушками: дымковской, филлимоновской, семикаракорской, хохломской. Сообщают краткие сведения об истории народного промысла. Они с интересом рассматривали репродукции, открытки, иллюстрации, готовые изделия народных умельцев. На следующем этапе дети зарисовывают элементы народных игрушек, используя орнаменты: круги, точки. При рассматривании игрушек дети учатся выделять узор, основной цвет при рисовании, и, наконец, изображать узор полностью.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ.
Каждый гражданин своей страны должен знать свои права и обязанности.
В дошкольном возрасте закладывается основа будущей личности: возникает основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определенную систему общественных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе» [
Детей в нашем детском саду знакомят с их правами и обязанностями
Начиная с младшего возраста ребят правильно вести себя за столом, правилам поведения в группе. Схемы – напоминания этих правил есть в каждой группе нашего детского сада. Знание и выполнения этих правил помогают успешно проводить общесадовские праздники. Одни из которых – «Дни Здоровья»
Работа в данной области необходима для дальнейшего развития полноценной, свободной и успешной личности.
Мы живем во многонациональной стране, и воспитание патриотизма невозможно без формирования толерантности, уважения к другим народам, их традициям. На нашей донской земле издавна жили и продолжают жить донские казаки. Культура донского казачества многогранна. Детей нашего детского сада знакомят с традициями, одеждой, казачьими играми: «Плетень», «Горелки», «Цапля» и казачьими праздниками.
В нашем детском саду есть уголок в виде казачьей горницы, где можно увидеть плетень, элементы внутреннего быта донских казаков.
В нашем детском саду проходят утренники с использованием казачьих игр и песен.
Патриотическое воспитание невозможно без знакомства детей с символами государства – герб, флаг, гимн. Очень важно, чтобы ребёнок любил свою страну, гордился ей, знал государственные символы, которые являются частью истории и культуры нашей Родины. проводятся беседы по ознакомлению с историей появления государственных символов.. На занятиях по художественно – эстетическому воспитанию дети изображают символы государства,
Воспитание патриотизма невозможно без знания достижений нашей страны. В этом году страна отмечала 60 лет со дня первого полета человека в космос.
Детям нравиться представлять себя космонавтами и конструировать различные космические корабли
Воспитание патриота своей страны невозможно без знания истории своего родного города.
В этом направлении проводятся беседы, выставки: «По улицам нашего города», «Достопримечательности города», «Мой любимый город», «Лучше нет родного края» на которых рассказывают детям, что наш город славен своей историей происхождения, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Чрез любовь к своему родному городу дети учатся уважать историю своей страны и гордиться ей. Одним из итогов этой работы стали утренники, посвященные Дню Великой Победы. На которых дети погрузились те далекие и страшные годы. Перед утренниками была проделана большая предварительная работа.
В период пандемии проходила акция «Георгиевская ленточка», в которой приняли участие наши ребята.
Накануне праздника велись беседы на различные темы: «Что такое Великая Отечественная война», «Кто такие ветераны», «Что я знаю о войне».
Так же велась проектная деятельность результатом которой стали рассказы детей о своих прадедах с демонстрацией материалов о них.
Один из утренников был посвящен юным героям ростовчанам. На нем дети узнали о мальчишках и девчонках, которые на ровне со взрослимы защищали нашу Родину во время Великой Отечественной войны. После проведения утренников, посвященных 9 мая много детей вместе с родителями побывали в парке имени Вити Черевички, нашли улицы названные в честь юных герое ростовчан. Это говорит о том, что дети прониклись событиями, происходившими в то время. Еще очень долго ребята пели песни о войне, вспоминали танцы и стихи.
Любовь ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому.
Семья, родные люди, дом - слагаемые человеческого благополучия, счастья. Именно в семье с первых месяцев жизни ребенок учится азам человеческого общения, культуре поведения, уважению к старшим. В нашем детском саду постоянно проходят консультации родителей по интересующим их вопросам. Работа очень важна. Она является залогом успеха в воспитании успешной и свободной личности.
В заключении хочется сказать, что патриотическое воспитание играет важную роль в воспитании ребенка. Суть его состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны. Созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эта работа невозможна без взаимодействия с семьёй.
Подготовили доклад М. А. Ларченко, О. Б. Редькина