Кузнецова Светлана Станиславовна
Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 г. Ярцево Смоленской области
Доклад на тему:
«Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания старших дошкольников».
Подготовила: Кузнецова С. С., воспитатель высшей квалификационной категории
2024 г.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Л. С. Лихачев.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине.
. Однако трудности не являются причиной приостановки нравственно-патриотического воспитания. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Малая Родина. У каждого человека она своя. Но для всех является той путевой звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.
Нравственно – патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Без любви к своей малой и большой Родине невозможно сформировать у Ведь, чем больше дети будут знать историю своего города – улиц и площадей, парков, памятников и предприятий, тем бережнее будут относиться к тому, что их окружает.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата в развитии целостного отношения к родному городу можно достичь только систематической работой.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их взаимодействия с окружающим миром эмоционально - практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Одним из способов в работе с дошкольниками является организация пед. процесса на основе тематического планирования. Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по его сложности и, следовательно, по длительности изучения.
Работа по каждой теме включает занятия, игры, труд, свободную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.
Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, естественнонаучные, художественно - эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок. При этом старшие могут поделиться с младшими опытом, подготовить материалы, необходимые как для их собственной деятельности, так и для занятий с малышами, сделать подарки для них и т. п. Так создается детское сообщество.
Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. При этом необходимо помнить следующее.
- Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
- Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому.
- Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы»; или: «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете».
- Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов; не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Задача воспитывать у детей чувства привязанности к какой-то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнимая. Однако воспитатель может давать знания детям о своих любимых местах в городе, постараться через иллюстрации и другие наглядные средства показать им не только всю панораму города, но и отдельные места.
Можно провести несколько бесед, например, о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе «За что я люблю свой город» дети вспомнят то, что узнали о нём.
Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья.
Игровые приемы, которые педагог использует при ознакомлении детей с родным городом, помогают ребятам лучше усвоить материал, делают занятия интересными и разнообразными и способствуют переносу знаний в самостоятельную деятельность. Полезно включать в работу дидактические игры.
Большую помощь в проведении занятий окажет воспитателю художественная литература, занятия изобразительной деятельностью, т. к. в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности.
Дети получают обширную информацию: они смотрят телевизор, слушают радио, рассматривают фото в газетах и журналах, беседуют с взрослыми. Полученные ими таким образом представления, педагог уточняет и углубляет.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям.
Пятилетние дети уже значительно больше знают о своем родном городе. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы. Уточняются и расширяются представление ребят и о городских зданиях. Педагог объясняет, зачем нужна библиотека, универмаг, заводы и т. д.
Расширяются представления детей и о достопримечательностях родного города : места отдыха горожан, исторические памятники, краеведческие музеи, которые содержат много наглядных экспонатов о жизни, культуре и быте местных жителей.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, могут принять посильное участие в субботниках, помочь высадить цветочную рассаду, полить цветы, сгрести листья. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного города имеет важное значение для воспитания чувства привязанности к родным местам, уважения к людям, живущим в этих местах, интереса к их делам.
Также важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и др.
Исходя из всего выше изложенного, можно отметить ряд основных задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
- Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
- Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
-
Формирование патриотических чувств будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их ответственная, а не эгоистическая направленность.
Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детских учреждений, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Позиция родителей является основой семейного воспитания ребенка. С малых лет ребенок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отчества. Это чувство должно возникнуть еще до того, как ребенок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна.
Все вышеизложенное говорит о том, что патриотическое воспитание сегодня очень важно, так как нельзя растить детей без Отечества. Но ведь мы должны дать детям не только имеющиеся у нас знания и умения, но и дать им понять, что на них сегодня возлагается большая ответственность: они должны быть со своей родиной до конца.
Литература:
1. Т. Комарова Искусство как фактор воспитания любви к родному городу // Дошкольное воспитание №2, 2006, с. 3.
2. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д. в. №6, 2003, с. 45.
3. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н. А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
4. Комратова М. Г., Грибова Л. Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
5. Паламарчук Е. И. Использование регионального компонента в воспитательно-образовательной работы с детьми.
6. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
7. Рубцова Н. И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми. // Мир детства №4, 2001, с. 39.
8. Н. В. Алешина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью – М. : ЦГЛ, 2005.