Виктория Владимировна
Консультация «От коллекции к музею. Как организовать мини-музей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Музей в детском саду является интерактивным образовательным пространством, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдение, общаться со взрослыми, сверстниками по поводу увиденного. Назначение, создаваемых мини-музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Цели и задачи мини-музея :
1. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
2. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Публикация «Консультация „От коллекции к музею, Как организовать мини-музей в ДОУ“» размещена в разделах
3. Формирование у дошкольников представления о музее.
4. Расширение кругозора дошкольников.
5. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
6. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
7. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
8. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
9. Формирование активной жизненной позиции.
Профили музеев 1. Этнографический 2. Естественно - научный 3. Музей одного образа.
Мини-музей должны быть созданы по нескольким принципам: принцип наглядности; принцип достоверности; принцип непрерывности; принцип многофункциональности; принцип комфортности и безопасной деятельности в музейном пространстве; принцип доступности; принцип преемственности.
Мини-музеи, расположенные в группе дают возможность воспитателям в любое время обратиться к материалам музея, а детям по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, проводить самостоятельные исследования. Дети чувствуют свою причастность к мини- музеям : приносят и изготавливают вместе с родителями экспонаты, рисунки и т. д. В обычном музее ребенок- пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей- результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Создание мини – музея должно проходить в три этапа. Подготовительный этап: В начале работы коллектив группы (воспитатели, дети, родители) определяют тему и название мини- музея, разрабатывают его модель, выбирают место для его размещения. Практический этап: Взрослые и дети, следуя своим, моделям, создают мини – музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят, изготавливают экспонаты для музея, помогают в оформлении. Заключительный этап Подведение итогов.
Тематика мини- музеев может быть разной. :
• Музей «Русская изба» рассказывает детям об историческом и культурном прошлом России.
• Этнографический музей «История родного края» знакомит детей с многонациональным наследием родного края.
• Музей «Декоративно-прикладного творчества» рассказывает детям о народных ремеслах и предметах декоративно-прикладного творчества.
• «Музей времени» может стать прекрасной коллекцией разнообразных часов.
• Очень хрупкий, но очень красивый «Музей стекла» расскажет детям об истории создания стекла и о профессии стеклодува.
• Музей «Лоскутные фантазии» знакомит детей с различными видами тканей и способствует приобретению не только познавательного, но и сенсорного опыта.
• Замечательным проектом для развития творческих способностей детей является «Музей пуговиц».
• «Музей книги» - это классический представитель музейной коллекции. Такой музей может быть создан, почти в каждой группе детского сада.
В нашей группе был создан мини – музей «Курочка – рябушечка».
Цель создания: расширить представления детей об окружающем мире, познакомить малышей с домашними животными на примере курочки.
Задачи :
1. Познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба»;
2. Побуждать узнавать и называть персонажей сказки на картинках;
3. Развивать активную речь детей в процессе организации подвижных, театрализованных, дидактических игр, в самостоятельной, индивидуальной, совместной деятельности взрослого и ребёнка, а так же во время чтения сказок, потешек и стихов про курочку и петушка;
4. Закреплять представления детей о домашних птицах в процессе лепки и рисования;
5. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам.
Тема мини-музея была выбрана именно с учётом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба – один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребёнок. К тому же в программе для работы с детьми раннего возраста найдётся немало материала для малышей по знакомству с курочкой, петушком и цыплятами. Это стихи, песни, потешки, подвижные игры. Мини-музей Курочки Рябушечки поможет ребёнку поближе познакомиться с темами, которые наиболее понятны и интересны ребёнку третьего года жизни.
Разделы и экспонаты нашего мини-музея :
1. Раздел «Курочки бывают разными». Здесь размещены самые разные игрушки: изображения курочки, петуха, цыплёнка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные родителями, педагогами, связанные бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
2. Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника помогает нам рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.
3. Раздел «Еда для курочки». Коллекция разных кормов (пшеница, пшено, зёрна кукурузы).
4. Раздел «Цыплёнок из яйца». На отдельной полочке располагаются игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка) : яйцо – цыплёнок – курица.
5. Раздел «Семья курочки рябушечки» .В разделе представлены игрушки, изображающие петуха, цыплёнка (их может быть несколько) и курицу. Желательно подобрать игрушки, соразмерные по масштабу.
6. Раздел «Что даёт нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетённые бисером).
7. Раздел «Театральный уголок» - игрушки настольного театра для сказки «Курочка Ряба», маски для инсценировки, фигурки для теневого театра.,
8. Раздел «Книжный уголок» - на полочке, которая находится на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.
9. Уголок самостоятельной деятельности. Поскольку в группе раннего возраста самостоятельная деятельность детей ограничена, мы сами предлагаем рассмотреть книжки, игрушки. В уголке есть различные дидактические игры, картинки для рассматривания.
Экспонаты мини- музея служат иллюстративным материалам на занятиях по ознакомления с окружающим миром и развитию речи («Знакомство с яйцом», «Петушок и его семья», рассматривание картины «Куры», чтение рассказа К. Чуковского «Цыплёнок», разучивание песенок – потешек, народных сказок.
Речевые задачи решаются и при составлении рассказа о куриной семье: петух – папа, курочка – мама, а детки – цыплятки. Дети рассказывают, чем питаются куры, какие части тела у них есть. Воспитатель загадывает загадки и вместе с детьми ищет ответы в мини – музее. Малыши с удовольствием принимают участие в строительстве курятника, рисовании цыплят при помощи трафаретов.
На занятиях по физкультуре петушок является неотъемлемой частью занятия.
Значение музея в культурном развитии личности ребенка невозможно переоценить. Музей, реализуя свои социальные функции: образовательную и воспитательную, ставит перед собой задачу пробуждения исторического сознания, сохранения исторической памяти, бережного отношения к культурному и историческому наследию Отечества. Разговаривайте с детьми языком вещей, языком памятников, старайтесь дать им возможность освоения информации об истории страны, республики, народов через эмоциональное, личностное восприятие, через «переживание» эпохи.