Трифонова Антонина Анатольевна
Организация совместной деятельности «Воспитатель — ребёнок — родитель»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Публикация «Организация совместной деятельности „Воспитатель — ребёнок — родитель“» размещена в разделах
Цель моей работы – решение задач, связанных с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
Основными задачами взаимодействия ДОУ с родителями являются следующие :
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно использую инновационные формы и методы:
• презентация образовательной деятельности ДОУ;
• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение проблем семей воспитанников;
• информационные буклеты;
• организация Дней открытых дверей;
• совместное проведение досугов;
• групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии,
видеопрезентации;
• тематические досуги
• вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц,
новогодних игрушек, «Маленькая красавица», «Богатыри России»);
• оздоровительные праздники «Папа, мама, я – дружная семья», «От простуды босиком»;
• совместные развлечения.
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения родителей в жизнь детского сада. Для этого:
• Информирую родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду в фойе группы.
• Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.
• Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
• Призываю к участию родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, игрового материала, видеосъемка.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является заседание клуба «Молодая семья». Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения заседания. Использую такие приемы, которые активизируютвнимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю инсценирование фрагментов из практики воспитания детей, включаю практические задания,практикумы, мастер-классы, круглые столы, дискуссии, игры, музыкальное оформление. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей. А также провожу заседание в форме спортивных развлечений совместно с детьми.
Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и взрослых и детей.
Огромное значение придаю виду сотрудничества - праздники. Готовят их не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители. И, несмотря на занятость, родители откликаются, а со временем сами стремятся к участию в праздниках, поскольку именно в такие моменты они раскрепощаются сами с одной стороны, а с другой – лучше понимают состояние своих же детей, когда те выступают перед ними.
В ходе проведенной работы получены результаты:
• повысился уровень родительской компетентности;
• гармонизировались родительско-детские отношения;
• повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ.
Как это повлияло на развитие личности ребенка:
• улучшился эмоциональный климат в семье;
• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка;
• повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
В заключение необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность,которую они несут за воспитание детей.
Я убеждена в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально-нравственного опыта дошкольника.