Самарина Марина
Консультация для педагогов «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«Детский пульмонологический санаторий № 47 Департамента здравоохранения города Москвы»
ДОКЛАД
Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников
Подготовила Воспитатель Самарина М. М.
Март 2012
Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Публикация «Консультация для педагогов „Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников“» размещена в разделах
Все, о чем шла речь, приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников». Давайте разберемся: что такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует : его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др., глубокое овладение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки:
Личностные качества и установки (личностный компонент) :
1. Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников;
2. Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями;
3. Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями;
4. Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.
Знания (содержательный компонент) :
1. О семье;
2. О воспитательном потенциале семьи;
3. Об особенностях семейного воспитания;
4. О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания;
5. О методах изучения семьи;
6. О современных формах организации общения;
7. О методах активизации родителей.
Умение и навыки (деятельностный компонент) :
1. Умение преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения;
2. Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
3. Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье, определять оптимальные пути его развития и т. д. ;
4. Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д. ;
5. Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы ее осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т. д. ;
6. Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь;
7. Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями,
понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации; проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными
нормами речи и поведения; организовывать содержательное общение с родителями; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.
Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников :
1. Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями;
2. Признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;
3. Стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
4. Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями;
5. В общении с родителями проявляет внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;
6. Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
7. Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
8. Умеет планировать предстоящее общение : подбирать необходимую
информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
9. Обладает развитыми коммуникативными навыками.
Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Профессиональную компетентность воспитателей в общении с родителями необходимо постоянно развивать. И основная нагрузка ложиться на старшего воспитателя ДОУ. С помощью методиста создаются условия, помогающие компетентности находиться на достаточно высоком уровне.
Для этого была разработана программа развития профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в сфере общения с родителями «Искусство общения с родителями». Программа адресована заведующим и старшим воспитателем ДОУ, но ее могут использовать воспитатели в целях самообразования. Программа включает двадцать занятий. Вариант вопросника и анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями приводятся Д/В 2007 год стр 111, статья «Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников».
Воспитатель должен :
1. Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении;
2. Стараться прочувствовать эмоциональное состояние родителей;
3. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке - это лучший способ расположить родителей к себе;
4. Давать родителям возможность высказываться, не перебивая их;
5. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта;
6. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости - этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
У педагогов и родителей единые задачи : сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми и общительными. Современное дошкольное учреждение много делает для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижения реального сотрудничества между детским учреждением и семьей.