Елена Багно
Использование русских народных сказок как средство развития речи детей 3 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – удивительное явление народного творчества. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, сочувствия, любви ко всему живому, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи.
Публикация «Использование русских народных сказок как средство развития речи детей 3 года жизни» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Великие педагоги и философы разных эпох подчеркивали важность сказок для детей, используя их как неотъемлемый элемент педагогической системы.
Е. И. ТИХЕЕВА отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств.
Е. Н. ВОДОВОЗОВА предавала сказке важное воспитательное значение в речевом развитии детей : «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей».
К. Д. УШИНСКИЙ дал исчерпывающую оценку сказке «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса».
В. Г. БЕЛИНСКИЙ считал, что сказка развивает фантазию ребенка, является посредником между миром ребенка и окружающей действительностью.
И действительно, сказка знакомит ребенка с большим миром. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей раннего возраста просты, носят цикличный характер – многократное повторение сюжета с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить её, побуждает интерес к слову.
О. С. УШАКОВА предлагает определенную последовательность ознакомления младших дошкольников со сказкой.
Рассказывание сказки и одновременное рассматривание иллюстраций.
1. Показ настольного кукольного театра с одновременным рассказыванием.
2. Игра-инсценировка по сказке.
3. Игра-драматизация по мотивам сказки.
Сказки детям предпочтительно рассказывать, а не читать по книге - это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует лучшему понимания основного смысла сказки. Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.
Л. Н. ПАВЛОВА отмечала, что многозначность и многогранность тематики сказок требуют от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувств. Воспитатель должен привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – это вершина педагогического мастерства.
На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.
Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся в тексте действий.
Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание детей. Дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, мимику, настроение, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информационную роль.
Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.
Сказки являются эффективным средством развития речи у детей раннего дошкольного возраста, поэтому я активно использую их в своей работе.
Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса.
Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и их драматизируем, рассматриваем и обсуждаем иллюстраций в книгах. беседуем о них. Читаем потешки и играем в пальчиковые игры. Учимся отвечать на несложные вопросы по сюжету сказки. Повторяем импровизированные звуки голосов, издаваемых домашними животными и птицами, рисуем, лепим.
Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки.
На занятиях по речевому развитию я читаю такие русских народные сказки, как: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Козлятки и волк», «Три медведя», «Теремок», «Маша и медведь». Мы слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам.
Воспроизводим сюжет сказок с помощью театров разного вида:
1. Магнитный театр
2. Пальчиковый театр
3. Кукольный театр
4. Конусный театр
Приоритетную область своей работы я реализую в интеграции с познавательным развитием.
Дети знают и называют диких животных. Знают, что они живут в лесу, любят рассматривать иллюстрации, изображающие их. Знают понятие «овощи», т. е. то, что растет на земле. Знают, что репка – это овощ.
Развитие речи детей, нашло свое отражение и в художественно – эстетическом воспитании. Я предлагаю детям раскрасить картинки с изображением силуэта колобка. Дети с удовольствием лепят пирожки для Маши, делают бусы для Лисички, и золотое яичко для бабушки и дедушки. Рисуем зернышки для мышки.
Невозможно развивать речь детей, не развивая их физически. В своей работе по физическому развитию я использую подвижные игры со сказочными героями : «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Лягушки» и др. Дети учатся имитировать походку героев сказок. «Ходим как медведи, прыгаем как зайцы».
С целью закрепления знаний о русских народных сказках использовала дидактические игры :
1. «Из какой сказки герой»
2. «Четвертый лишний»
3. «Расставь по порядку»
4. «Отгадай сказку»
Важным условием развития речи у детей является организация предметно – развивающей среды. В группе оборудован книжный уголок, на полках которого есть книги с рассказами и любимыми сказками.
Интерес детей поддерживается постоянным обновлением: тематическими выставками книг; разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной. Дидактическим материалом: играми, сюжетными картинками.
Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок. Я разъясняю родителям значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
При реализации моей работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником успешного речевого и эмоционального развития детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты работы:
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую повысить желание у детей чаще слушать произведения художественной литературы, что будет способствовать развитию речи детей.