Наталья Цыбулина
Опыт работы «Использование приёмов мотивации и способов поддержки детской инициативности»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему: «Использование приёмов мотивации и способов поддержки детской инициативности детей дошкольного возраста в образовательной деятельности»
Добрый день, дорогие коллеги! Сегодня я хочу рассказать вам о своём опыте поддержки детской инициативы.
В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного человека, готового самостоятельно принимать решение в ситуации выбора.
Публикация «Опыт работы „Использование приёмов мотивации и способов поддержки детской инициативности“» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником образовательных отношений, по поддержки инициативы в разных видах деятельности.
Наш детский сад работает по программе : «От рождения до школы»
Эта программа охватывает все предусмотренные ФГОС образовательные области: социально – коммуникативное, речевое, художественно - эстетическое, физическое, познавательное развитие, в которых отражены цели и задачи поддержки детской инициативы.
Дети старшего дошкольного возраста свою инициативу проявляют во всех видах деятельности. Они могут выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Дети легко включаются в игровые ситуации и инициируют их сами, творчески развивают игровой сюжет.
Для поддержки детской инициативы мы используем такие способы и приёмы :
- создаём условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребёнка;
- совместная познавательно – исследовательская деятельность детей и взрослого – опыты и эксперименты.
- проектная деятельность
- наблюдение и трудовое поручения на прогулке и в уголке природы;
- создаём условия для самостоятельной деятельности.
- предоставляем детям возможность собственной деятельности;
- осуществляем поддержку творческих усилий детей в создании разнообразных сюжетов игры, новых игровых действий;
- помощь и поддержка в использовании в игре разного бросового материала.
Однажды я детям показала нетрадиционную технику рисования такую как: «Пластилинаграфия» дети очень заинтересовались этим. Даже раскраски им было интересней разукрашивать пластилином. В моей группе есть мальчик который не проявлял к рисованию можно сказать ни какого интереса, но когда мы с детьми стали обсуждать какой подарок мы будем готовить мамам на 8 марта, Денис предложил нарисовать мамам цветы пластилином. Все дети поддержали эту идею и с удовольствием воплощали её.
Социально-коммуникативное развитие – в трудовой деятельности проявляется как инициатива примера. Алина К. В уголке природы, заметила сухие листья, стала их убирать. Её деятельность привлекла внимание других детей. Я поддержала инициативу Алины и ребята очистили растения от старых листьев и пыли. Используя полученные ранее знания дети стали с интересом обсуждать какие цветы влаголюбивые, какие засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые. Артём У. даже разделил их на группы и назвал их «экстремальные» и «нежные».
Игра – пространство, где все характеристики инициативного действия присутствуют как бы естественным образом. В игровой деятельности дети без напряжения преодолевают различные ситуации. В воображаемой ситуации они легко создают замысел и реализуют его.
В физическом развитии – моя задача заключается в том, чтобы научить детей, самостоятельно и с удовольствием играть и выполнять двигательные действия. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находят выход из критичного положения, смогут быстро принять решение и привести его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Организацию предметно – развивающей среды, я строю так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности (умственную, физическую, игровую).
Также для поддержки детской инициативности я стараюсь предоставить детям самостоятельность во всём, что не предоставляет опасности для жизни и здоровья ребёнка, помогая им реализовать собственные замыслы;
Отмечаю и приветствую даже минимальные успехи детей;
Не критикую результаты деятельности ребёнка и его самого как личность;
Формирую у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия.
Таким образом развитие детской инициативы в ДОУ, является поддержка начинаний ребёнка в рамках непрерывного образовательного процесса и сложившихся социальных условий.
К концу дошкольного возраста ребёнок должен обладать уровнем познавательного и личностного развития, что позволит ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Инициативность и самостоятельность являются непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребёнка. Каждый новый шаг в проявлении инициативы стимулирует зону ближайшего развития ребёнка, тем самым создаёт новую, которая становится очередной ступенью дальнейшего развития личности.
Дети которые проявляют инициативу, и самостоятельны во всех видах деятельности достигают наивысшие социально – нормативные характеристики. Они наиболее коммуникабельны, творчески развиты, имеют свою точку зрения, являются лидерами в кругу сверстников и успешней обучаются в школе.
Спасибо за внимание.