Магомедова Венера Мирзабековна
Интерактивные формы работы с семьями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие.
Темочки:
В настоящее время в работе с родителями используются всевозможные методы и формы просвещения, как и уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные.
Традиционные:
1. Наглядная пропаганда.
2. День открытых дверей.
3. Беседы.
4. Консультации.
5. Родительские собрания.
6. Родительские конференции.
В современном обществе дошкольного воспитания работники дошкольного учреждения ищут новые нетрадиционные формы работы с родителями. «КВН», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Виды интерактивного взаимодействия
1. Семейный клуб.
Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей.
Цель:Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и родителей.
2. Родительская почта.
Почтовый ящик для обращений и писем от родителей кпедагогам и специалистам нашего дошкольного учреждения, где каждый родитель может обратиться к воспитателю детского сада по интересующей проблеме, касаемо воспитания и развития собственного ребенка. С целью налаживания эффективной и действенной связи в работе с семьей.
3. Телефоны «Горячих линий»
Телефоны горячих линий помогают родителям выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
4. Библиотека игр.
В нашей группе есть традиция совместных домашних игр, придуманные взрослыми вместе с детьми. Благодаря такой традиции, в нашей библиотеке появляются новые игры. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком.
5. Вечера вопросов и ответов.
Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
6. Встречи за круглым столом.
На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.
7. Презентация дошкольного учреждения.
Знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми.
8. Родительский контроль (организация питания).
Родители воспитанников периодически проводят контроль, за организацией питания в детском саду. Организация полноценного сбалансированного питания детей-одно из важных направлений деятельности нашего детского сада.
9. День открытых дверей (день самоуправления)
Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям в дни открытых дверей. Взрослым выпадает возможность в этот день вместе со своими детьми прожить один день в детском саду. Родители участвуют в мастер - классах и занятиях.
10. Тематические выставки.
Создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме.
11. Дни добрых дел.
Доверительные отношения между родителями и воспитателями можно установить в совместной деятельности. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании развивающей предметно – пространственной среды в группе, налаживается атмосфера мира и теплых взаимоотношений между педагогами и родителями.
12. Совместные экскурсии.
Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером.
13. Семейный вернисаж, фотовыставки.
Такие, как «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами.
14. Видеофильмы.
Которые создаются по определенной тематике, например, «День Спасибо». «Масленица», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и тд.
15. Интерактивные игры.
Это вмешательство ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Мир интерактивных игр позволяет участникам лучше познать и понять структуру и причинно–следственные взаимосвязи происходящего.
Термин «интерактивные игры» подчеркивают два основных признака:
1. Игровой характер.
2. Возможность взаимодействия.
Преимущества интерактивных игр :
- могут создать мотивацию.
- облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
- помогают увидеть особенности воспитательно – образовательного процесса в ДОУ.
16. Тематические акции.
В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания :
Физическое развитие ребенка;
Трудовое и патриотическое воспитание;
Формирование экологической культуры;
Подготовка к семейной жизни и другие.
Тематические акции как интерактивная форма взаимодействия с родителями способствует расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы.
17. Цифровая платформа Smart School Pro — это комплексное решение для ДОУ:
• позволяет вести учет контингента ДОУ;
• собирает в одном окне всю информацию по детям и группам;
• предлагает современный подход к диагностике развития детей и педагогическому мониторингу;
• помогает выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка;
• обеспечивает современную коммуникацию внутри ДОУ и канал связи с семьей;
• помогает автоматизировать рутинные процессы, повысить эффективность управления ДОУ.
18. VK Мессенджер – это специальное приложение для смартфонов и персональных компьютеров.
Назначение:
1. Позволяет совершать бесплатные звонки через интернет;
2. Позволяет обмениваться СМС-сообщениями, фотографиями, картинками, звуковыми файлами, и. т. д;
3. С помощью VK Мессенджер можно всегда быть на связи с родителями воспитанников;
4. Кроме стандартного обмена сообщениями пользователи VK Мессенджер создавать группы, отправлять друг-другу неограниченное число сообщений, фотографий, аудио и видео файлов.
19. Интерактивные формы взаимодействия родителей и ДОУ означает способность взаимодействия в режиме беседы, диалога. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы. Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.
Заключение
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания.
Спасибо за внимание!