Береснева Ирина
Доклад «Игры и упражнения как средство формирования межличностных отношений в детском обществе»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной образовательной практике проблема становления и развития межличностных отношений детей является актуальной. Ей посвящены многие теоретические исследования отечественных ученых. И это очевидно: от того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников - во многом зависит его эмоциональное благополучие.
Публикация «Доклад „Игры и упражнения как средство формирования межличностных отношений в детском обществе“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В старших группахсуществуют устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать определенное положение среди сверстников : одни становятся более предпочитаемыми, чем другие. Благоприятные взаимоотношения со сверстниками рождают у ребенка чувство общности, привязанности к группе. Отсутствие же их ведет к состоянию замкнутости, напряженности, а поройагрессивности.
Дошкольники тяжело переживают свою отверженность. Такие дети развиваются неполноценно, данное состояние В. С. Мухина называет «болезнью социализации».
К сожалению, практика показывает, что не все педагогиуделяют должное внимание вопросам формирования детского коллектива, не придают особого значения тем отношениям, которые складываются между детьми в группе.
Была проведена диагностикаособенностей межличностных отношений детей старшейгруппы. Использовалатакие методы исследования, как социометрия и наблюдение.
В ходе повеленияметодики Т. А. Репиной «Секрет» детям предлагалапоиграть в интересную игру: по секрету, чтобы никто не знал, подарить друг другу красивые картинки. После того как ребенок делал свой выбор, его спрашивала: «Если бы у тебя не хватило картинок, кому бы ты из детей группы ни стал дарить и почему?» Все ответы фиксировались.
Подсчитывала число общих и взаимных выборов. Полученный результат позволил определить избирательность детских отношений. В группе 2 ребенка- «предпочитаемых»; 13 человек -«принятых»;6-«непринятых», 3- «изолированных».
Вбольшинстве случаев отношения симпатии, предпочтения совпадают с деловыми отношениями, так как ребенок делает свой подарок сверстнику, с которым чаще всего играет, занимается интересным делом, общается («я с ним дружу», «хорошо играем», «вместе рисуем»). Ребятами также были отмечены нравственные качества сверстников («Она добрая», «не жадный», внешние особенности («Красивые волосы, сережки, заколки»).
Явыявила, что не хотят дарить картинки тем детям, которые не дают поиграть с игрушками, дерутся, ябедничают, командуют, мешаютиграть и пр. Причиной низкогостатуса дошкольников являются личностные качества, трудности взаимоотношения со сверстниками, эгоистическая направленность в поведении, застенчивость.
Также было проведено наблюдение за межличностным общением детей в игре. Умение устанавливать контакт, поддерживать разговор, выражать эмоции, доброжелательно относиться к партнеру по игре.
Результаты и Анализ показал, что из 24 детей 6 -имеют высокий уровень межличностных отношений; 12 - средний уровень; 6 -низкий. Дети третьей подгруппы не умеют дружно играть, не могут договориться, устанавливать контакт со сверстниками, не справляются с принятой ролью.
Поскольку у детей 5-6 лет сфера межличностных отношений (как и самосознания) находится в процессе интенсивного становления, была подобрана серия игр и упражнений. Особое внимание уделялось формированию у дошкольников базовых характеристик личности, связанных с позитивным отношением к себе и к другим.
Работа проводилась как в первую, так и во вторую половину дня. В группе создавалась ситуация психологической защищённости, доверия, чтобы каждый ребенок получал радость от общения со сверстниками.
Такая подгруппа игр, как «Комплимент», «Опиши друга», «Волшебные очки» была направлена на привлечение внимания и интереса сверстников друг к другу, поскольку каждый ребенок должен ощущать значимость для других и испытывать положительные эмоции.
Максим и Лешас удовольствием сыграли роль добрых волшебников,
старались назвать ласковыми именами тех, кто был заколдован.
— Следует отметить, что дошкольники учились реагировать на мимические выражения радости, гнева, страха, удивления, отвращения. Познакомились с «волшебными» средствами понимания настроения человека.
Дети эмоционально проигрывали такие упражнения как «Как ты себя чувствуешь?», «Назови ласково», «Пантомимические этюды»,«Руки знакомятся,ссорятся, мирятся».
Формирование общей позиции по отношению к сверстнику осуществлялось в таких играх, как «Найди пару», «Цветочная клумба», «Добрые волшебники», «Зеркало».
Со всеми детьми группыбыла проведена беседа на тему «Что значит дружить?». У детей старались расширить представление о дружбе,они познакомились с новыми, более содержательными сторонами межличностных отношений.
Проведённая работа с детьми способствовала преодолениютрудностей в общении со сверстниками, формированию позитивныхмежличностных отношений в группе, дети стали доброжелательнее относиться друг к другу,ориентироваться не только на собственные действия, но и на действия партнера, его сообщения, предложения, оценку.
Я пришла к выводу, что большая роль отводиться педагогу, который должен создать благоприятные условия для формирования личности каждого воспитанника. Воспитатель обязан помочь ребенку установить доброжелательные отношения со сверстниками, сформировать умения подчиняться традициям и правилам детского коллектива.
Таким образом, практика показывает, что под руководством взрослых дети учатся жить в коллективе.