Лучший педагог года

Игра как основной вид деятельности школьника

Ирина Пузикова
Игра как основной вид деятельности школьника
▼ Скачать + Заказать документы

Для воспитания нужно не большое время,

а разумное использование малого времени.

А. С. Макаренко

Ранний возраст признан особо важным периодом в развитии ребенка, которым Е. О. Смирнова называет «возрастом нераскрытым резервов», как подчеркивал Л. С. Выготский, «ранний возраст сентизивен во всем». Имен-но в этот период развитие ребенка исключительно зависимо от социальных условий его жизни.

Публикация «Игра как основной вид деятельности школьника» размещена в разделах

Три года – это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребенок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет, стремиться узнать еще больше. Ваша задача – помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника главное – это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение – вот то, что привлекает ребенка.

К трем годам заканчивается этап слияния ребенка с матерью, у малыша резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, соответственно, изменяется его поведение.

Этот период – один из наиболее трудных в жизни ребенка и называется кризисом 3-х лет.

Основные проявления кризиса :

1. Негативизм. Ребенок категорически отказывается делать то, о чем его просят или сделает все наоборот.

2. Упрямство и строптивость. Ребенок категорично настаивает на чем-то. Он недоволен всем, что ему предлагают или что делают другие.

3. Своеволие. Ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности, к которой часто еще не готов.

4. Обесценивание. Обесценивается то, что было привычно интересно, дорого раньше.

5. Протест, бунт и деспотизм. Проявляются в частых ссорах с родителями: ребенок стремится диктовать всем свою волю.

Что могут сделать родители?

Прежде всего, не считайте ребенка «избалованным», «испорченным» («Кто же из него вырастет, если он уже такой…»). Помните о том, что это естественный этап его развития. Наберитесь терпения, вооружитесь специальными приемами и помогите ему благополучно пройти через этот пери-од.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького человека. В то же время на развитие ребенка оказывает влияние та среда, в которой он находится. А именно, дошкольное образовательное учреждение, где он проводит 12 часов в сутки, пять дней в неделю. В детском саду вся жизнь ребенка подчинена целой системе правил и требований: правилом организации жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т. д.

Так же, как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьей.

Как показывает практика, в семье и в детском саду сегодня отмечается дефицит игры. В представлении современных родителей, ребенок уже с пеленок может и должен обучаться, а играть ему вовсе необязательно.

Часто взрослые под игрой понимают только потеху, развлечение и не видят в ней серьезного дела. В связи с этим перед ДОУ встают следующие задачи:

- убедить родителей в том, что игра – это и развлечение, и важнейший источник знаний для дошкольника;

- объяснить мамам и папам, что только умеющий играть ребенок сможет в будущем найти в работе интерес и будет выполнять ее с желанием.

Гораздо большее значение для современных мам и пап имеет подготовка ребенка к школе – это не только приобретение детьми определенно-го набора знаний, умений и навыков, но и, прежде всего:

- умение быть способным к волевой регуляции своего поведения;

- готовность к принятию новой социальной роли ученика;

- умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Все эти качества успешно формируются в игре.

Игра – это основной вид деятельности школьника. За годы дошкольного детства, от трёх до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных (манипуляции с предметами) и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. Игра – это не способ извержения лишней энергии, а основная, генеральная форма развития, форма свободного проявления личности. Игра – это вид деятельности, управляющий развитием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям.

Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, с которыми ребенок может активно иметь дело – от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, предназначенных для развития различных сторон детской психики, т. к. наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего школьного возраста являются те, которые предполагают активную, вместе проигрываемую деятельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыражение ребенка – это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, он получает огромное наслаждение от игры, что уравновешивает его психику, улучшает его психику, улучшает его физическое здоровье. Детям-дошкольникам требуется время для «вхождения» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в противном случае это приводит к утомлению и взрывной ситуации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельности и, что немаловажно, от результата своей деятельности.

И, главное, необходимы специальные условия для «отработки» веду-щей игровой деятельности, т. к. в дальнейшем окажется недостаточно сформированной учебная деятельность (как ведущая в школьном возрасте).

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов, отсутствие мотивации и т. д. Ведущим расстройством в психологической картине несформированности познавательной деятельности является низкая способность к мышлению – процессам обобщения и отвлечения, нарушение темпа, подвижности психических процессов, недостаточность памяти, внимания, ряда корковых функций.

Итак, у вас растет ребенок, и, конечно, вы пристально следите за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь его неудачам. Вам хочется, чтобы ваш малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным. Вы начинаете учить ребенка буквально с момента рождения. И до поры до времени достаточно, чтобы это обучение шло путем показа действий с предметами, подсказыванием сюжетов игр, ответов на детские вопросы, помои в рисовании, возведения конструкций из кубиков. Но наступает момент, когда для полноценного умственного развития вашего малыша становятся необходимыми систематизированные и обобщенные знания.

До недавнего времени считалось, что в дошкольном возрасте мышление детей неизбежно остается только лишь конкретным – оно приковано к отдельным предметам и их свойствам. Поэтому знания в этом возрасте можно давать только конкретные – объяснять отдельные факты, которые ребенок видит собственными глазами. Однако исследования педагогов и психологов, проведенные по данному вопросу, показали, что в подобных рассуждениях причины и следствия попросту перепутаны. Мышление детей конкретно, если им даются конкретные, отрывочные, разрозненные знания. Но если давать знания не об отдельных вещах, а хотя бы о простейших связях между вещами, то дошкольники начинают их не только усваивать, но и учатся их использовать в собственных рассуждениях. И, как следствие, интересы детей расширяются, мышление становится более обобщенным, глубоким и последовательным. Но для того, чтобы все эти знания не просто загромождали память ребенка, а способствовали развитию мышления, обучение должно проводиться особым образом – опираться на игру, на собственные действия детей с предметами, их изображениями, схемами и моделями. И, что немаловажно, в данной системе обучения – через игру – не существует жестких нормативов для каждой игры, например, выполнить данное задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью один или десять раз. Главное – интерес ребенка к такой деятельности. И даже если у малыша не с первого раза получится выполнить то или иное задание, ваш ребенок каждый раз делает пусть маленький, но шаг вперед, навстречу знаниям, а это и есть процесс развития.

При хорошем развитии ребенок строит развернутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы (стулья, кубики, карандаши и т. д., придавая им игровое значение. Замыслы ребенка достаточно устойчивы, они обогащаются и дополняются в ходе самой игры.

Детские рисунки очень своеобразны. Дети не передают объемной формы предметов, их соотношения по величине. В окраске предметов они ча-сто «грешат» против истины, применяя те цвета, которые им в данный момент больше нравятся. Вместе с тем детский рисунок имеет свои особые средства выразительности и немало может рассказать о том, каким ребенок воспринимает и как осознает окружающий мир, особенно когда мы видим не только готовый результат, но и сам процесс создания рисунка. Здесь, прежде всего, важно, чтобы ребенок сумел заранее создать определенный замысел - решить, что и как он хочет рисовать, а потом следовать этому. Так же, как и в игре, замысел может видоизменяться и обогащаться в процессе рисования, но плохо, если он попросту теряется, не доводится до конца. Следует иметь в виду, что часто ребенок рисует, играя или рас-сказывая какую-нибудь историю, дополняя нарисованное жестами или словами. Естественно, что в этих условиях рисунок может получиться отрывочным, непонятным для вас. Не беда! Лишь бы вы знали, что это не случайное нагромождение пятен и линий, что они имеют для ребенка определенный смысл, изображают предметы и события.

Возведение построек из кубиков, тех или иных конструкций предъявляет к умственной деятельности ребенка особые требования. Так же, как и в игре или рисовании, здесь создается и воплощается определенный замы-сел. Но если рисунок может строиться в любом сравнительно произвольном порядке, то постройка, конструкция требует стройной последовательности в ее создании, иначе она просто развалится. Поэтому в процессе конструирования обнаруживается умение планировать свои действия. Кроме того, постройки часто бывают включены в игру: дети возводят дома для кукол, гаражи для машин. Уровень их умственного развития обнаруживается при этом в умении соотносить размеры и другие особенности постройки с ее назначением - нужно, чтобы в гараж действительно могла въехать игрушечная машина.

Было бы неправильно считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах игровой деятельности. В зависимости от многих причин и, главным образом, от условий воспитания один ребенок больше увлекается играми и рисованием, другой - конструированием, один - растениями и животными, а другой - техникой и машинами. И конечно, проявления умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают вашего ребенка. Итак, любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами «детской» деятельности и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития ребенка младшего возраста. Следует, однако, помнить, что умственное развитие теснейшим образом зависит от условий воспитания и обучения ребенка и изменяется вместе с ними.

В современной педагогике и психологии существуют определенные параметры развития игровых действий у детей разного возраста.

В раннем возрасте (младшие дошкольники) возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая, игра. Благодаря совершенствованию символической функции дети не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но и подчиняют предметы своим идеям и замыслам игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентацией на его физические качества и свойства. К концу этого периода дети много играют с различными предметами, причем не просто манипулируют ими, но, конструируя, строят из них что-то новое. Ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами (игра-подражание). Появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок копирует способы общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях. Начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих играх, в основном предметных и конструкторских, дети совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные функции.

Средний период дошкольного детства знаменуется началом совместных игр, в них включается все большее количество детей. У детей этого возраста во время игры уже не только происходит повторение поведения взрослых в отношении окружающего мира, они начинают имитировать определенные отношения между людьми. Дети учатся выделять правила и роли в игре, строго следят за их соблюдением и сами стремятся им следовать. В основном роли, которые дети воспроизводят в игре, - это семейные роли (мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка и т. д., или профессиональные (врач, воспитатель в детском саду, командир, или сказочные (принцесса, волк, заяц).

Появляются и игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом игры для детей является приз или выигрыш.

Многие предметы, которыми дети манипулируют в процессе игры, за-меняются условными. Так возникает символическая игра. Например, стул становится автобусом, простой кубик - булкой хлеба и т. д.

В старшем дошкольном возрасте игра-конструкторство постепенно начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок уже не просто играет, а создает, строит что-то нужное, полезное. В такой игре ребенок учится пользоваться многими предметами и инструментами, которые используются в быту. Развивается способность планировать, со-вершенствуется мелкая моторика руки (мелкие ручные движения, развивается воображение.

В младшем школьном возрасте, когда ведущей деятельностью становится не игровая, а учебная, дети продолжают играть. Но игра в данном возрасте приобретает более совершенные формы, она постепенно превращается в развивающую. Индивидуальные игры с предметами начинают приобретать конструктивный характер, в них используются полученные в учении знания. И хотя в этом возрасте игра занимает второе место после учебной деятельности, она существенно влияет на развитие детей, поэтому ребенок в этом возрасте должен быть обеспечен достаточным количеством развивающих игр как в школе, так и дома.

В подростковом и юношеском возрасте игра, которая прежде выполняла ведущую роль, начинает себя изживать, т. к. возникают новые виды деятельности. Но и в этом возрасте для планомерного развития общих и специальных способностей и познавательной функции тоже используются игры и упражнения, которые синтезированы с процессом учения и научения.

По словам Немова, применяя игры с детьми, важно обращать внимание на следующее:

1. Обеспечивать самостоятельность в поиске знаний, в формировании умений и навыков.

2. Предоставить возможность получения заслуженных поощрений за успехи, причем не столько за сам по себе выигрыш в игре, сколько за демонстрацию знаний умений и навыков.

Наиболее полезны для ребенка, особенно дошкольного возраста, те методики, игры и игрушки, которые сделаны собственными руками, те, которые можно собрать и разобрать (например, пазлы, которые полезны для развития мелкой моторики руки, мышления, внимания, воображения, можно сделать своими руками, разрезая открытки или всевозможные иллюстрации. В отличие от покупных, их можно постоянно обновлять, предлагая ребенку новые картинки с различной степенью сложности). Больше всего детям нужны такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, таких как воображение, внимание, па-мять, мышление и речь ребенка, развитие его творческих способностей, таких как музыкальные, конструкторские, математические, организаторские, артистические и многие другие.

По мере того, как с развитием ребенка меняется и его игра, можно со-ставить следующие основные виды деятельности ребенка :

Игра-манипулирование

индивидуальная предметная игра

коллективная сюжетно-ролевая игра

индивидуальное и групповое творчество

игра-соревнование

игра-общение

домашний труд

учебная деятельность

трудовая деятельность

Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.

Дефицит участия ребенка в отдельных видах деятельности ведет к тому, что ребенок плохо владеет речью, не умеет грамотно общаться, а в дальнейшем становится несамостоятельным и мало что умеет сделать своими руками.

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей - всячески способствовать их реализации, корректировать развитие, не нарушая его гармоничности, что намного проще делать] через игру, с помощью игры и в процессе игры.

Здесь вы видите 13 правил проведения игр, предложенных В. Никитиным:

1. Игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение: и ваше, и его. Радуйтесь этому. Радость вдохновляет ребенка на будущие успехи. Понаблюдайте, как до-вольны бывают дети, когда им удается доставить вам удовольствие или рассмешить.

2. Заинтересовывайте ребенка, но не заставляйте его играть до пресыщения. Игра длится до тех пор, пока она всем приятна. Удерживайтесь от обидных замечаний типа: «Ах, ты дурачок!», «Какой ты несообразительный!» и т. п. Не обижайте ребенка в игре. Не получается - переключите его внимание на другое дело.

3. Развивающие игры - игры творческие, то есть все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни вздохом, ни жестом, ни словом, ни взглядом. Дайте возможность ребенку думать, делать все самому и даже отыскивать свои ошибки. Только поднимаясь постепенно и справляясь со все более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности, растет. А подсказка останавливает его развитие. Воспользоваться ею - значит воспользоваться чужой силой, чужим умом.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать их детям, попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте игру с ребенком с посильных задач. Успех в самом начале - обязательное условие рождения интереса.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоценили уровень его развития. Предложите другое задание или сделайте перерыв, а через несколько дней вернитесь назад и начните с более легких приме-ров. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания и нащупывать себе задачу по силам. Не торопите его в этом случае.

7. Наблюдайте за развитием ребенка, записывайте в дневник его успехи и «нащупывайте», когда и какую игру «включать». Это творческая задача для взрослых.

8. Увлечения ребятишек происходят «волнами». Продолжительность каждой «волны» - от нескольких дней до нескольких недель. Поэтому, когда ребенок остывает к игре, «забывайте» о ней на месяц-два и даже больше, а потом как бы случайно напомните ребенку о ней - покажите эту игру гостю, поучите его этой игре в присутствии малыша. Возвращение к игре часто бывает похоже на встречу со старым другом, которого давно не видел.

9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками (это касается игр-самоделок, игр-моделей, мозаик и т. д. - прим, автора). Ведь «запретный плод сладок», и лучше, если ребенок по-просит их или сам предложит поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

10. Для самых маленьких (1,5-3 года) оживляйте игру сказкой или рас-сказом, давайте «имена» (вместе с малышом, конечно) узорам, рисункам, фигурам, моделям, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей, достижения желаемой цели.

11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. Сильному больше хочется побегать, побороться, по-играть в подвижные игры, слабый этого не любит. «Не интересоваться» игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или. отбили у него охоту к игре. Поэтому больше хвалите за успехи.

12. Не сдерживайте двигательную активность ребенка, создавайте в игре непринужденную обстановку, чтобы можно было и покричать от восторга, и улечься на полу, и сделать «на радостях» кувырок на коврике, и поле-теть под потолок на папиных руках.

13. Можно устраивать соревнования на скорость решения задач. Время каждого фиксировать по секундомеру. Развитые ребятишки уже с 6-8 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признавать свое поражение. Трудно придумать большую награду ребенку. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает. (из книги «Мы и наши дети». М. : «Молодая гвардия», 1980).

А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.» Из этого вытекает следующее: игра - это своеобразный ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка.

И, на мой взгляд, самое главное - любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт, открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души.

Публикации по теме:

Доклад «Подвижная игра на свежем воздухе как форма организации двигательной деятельности детей раннего возраста» Свое выступление я хочу начать с высказывания Волошиной Л. Н. о том, что (2слайд) «Подвижная игра является средством гармонического развития.

Доклад к педсовету «Игра как средство общения» Доклад на тему: «Игра - как средство общения». Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости,.

Доклад на тему «Использование детских мультфильмов в работе воспитателя» Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то.

Доклад на тему: «Организация предметно — пространственной развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» Вопрос организации предметно - пространственной развивающей образовательной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в форме игры-викторины «Что мы знаем о городе своем?» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, одобренная федеральным учебным методическим объединением по общему.

Конспект основной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Математика»Конспект основной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну Математика» Конспект основной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в страну «Математика». Задачи: Образовательные:.

Конспект основной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности от 4 до 7 лет «Воздух-Невидимка» Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности и интереса. Задачи: 1. Познакомить со свойствами и способами обнаружения.

Родительское собрание «Режим дня школьника» Сообщение психолога о режиме дня на родительском собранииЦели: – привлечь внимание родителей к проблеме, связанной с соблюдением режима.

Родительское собрание «Игра — основной вид деятельности ребенка» Ход: Уважаемые родители! I.Приглашаем вас стать участниками специальной образовательно-игровой программы для родителей, чьи дети идут «первый.

Сообщение на тему «Игра-как средство образовательной деятельности при внедрении ФГОС» Районное методическое объединение Сообщение на тему: «Игра – как средство образовательной деятельности при внедрении ФГОС» СП ДО детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как основной вид деятельности школьника
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 20:00
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как основной вид деятельности школьника» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пузикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД