Татьяна Гордиенко
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность формирования основ собственной безопасности связана с тем, что у наших детей отсутствует защитная психологическая реакция на собственную безопасность. Дети постоянно хотят открывать что-то новое и неизведанное, это часто ставит их перед опасностями.
Поэтому основная задача взрослых – научить детей самостоятельности и безопасности. А обеспечение безопасной жизнедеятельности человека возможно только через образование слоев населения и воспитание подрастающего поколения. Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя решение 3 задач:
Публикация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Идентификация опасностей, то есть распознание опасностей и их источников;
2. Разработка предупредительных мер;
3. Ликвидация возможных последствий.
Таким образом, формула безопасности гласит : предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности — всё избежать,
А где надо — на помощь позвать.
Признаками, определяющими опасность, являются:
• Угроза для жизни;
• Возможность нанесения ущерба здоровью;
• Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.
Выделяют ряд опасностей, связанных с местом пребывания ребё нка: опасности дома; опасности на дороге и улице; опасности на природе; опасности в общении с незнакомыми людьми.
Именно от информированности и опыта в большей степени зависит способность детей к безопасному существованию в окружающей среде. Но ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Основные цели и задачи формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) предполагает решение следующих задач:
1. Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
2. Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
3. Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
И чтобы уберечь детей от трагедии очень важно каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Мы даём детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу.
Мы включили в образовательный процесс:
1. Беседы с детьми на тему:
-правильное обращение с огнём;
-как правильно общаться с животными;
-как следует правильно разговаривать с незнакомцами
-как вести себя в лесу;
-как вести себя на льду;
-азбука пешехода;
-один дома;
2. Чтение художественной литературы с последующим разбором;
3. Использование словесно-наглядных, настольно-печатных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр;
4. Решение ситуативных задач.
Ребёнок должен осознанно и адекватно действовать в той или иной обстановке. Мы помогаем ребёнку вступить в мир готовым к любым неожиданностям.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В нашей группе созданы:
1 «Центр безопасности».
- практический: макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.
- наглядный: «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по темам «Пожарная безопасность для дошкольников», «Твоя безопасность малыш», «Один дома».
2 «Игровой центр» :
- дидактические игры: «Опасно - не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так - не так»
- развивающие настольные игры: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др. ;
3 «Литературный центр» :
- познавательная и художественная литература по ОБЖ, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций безопасного поведения в окружающем мире.
Особое внимание обращаем на безопасность предметно – пространственной среды: соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
В работе по ознакомлению детей с основами безопасности мы используем :
Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций даёт ребёнку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребёнка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал щенка от пожара…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации.
Задачи этого направления работы, невозможно решить лишь в рамках дошкольного учреждения. Положительный результат достигается только при взаимодействии с родителями воспитанников. Все полученные знания в детском саду, необходимо закреплять в кругу семьи. Не секрет, что влияние семейного воспитания, настолько значимо для ребёнка, что способно свести на нет и стереть всю педагогическую работу сотрудников детского сада. Поэтому родители должны быть полноправными участниками педагогического процесса. Вся основная часть работы по данному направлению строится при согласовании и тесном взаимодействии с родителями.
Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых. На родительских собраниях мы объясняем родителям актуальность проблемы безопасности детей, повышаем образовательный уровень. В работе с родителями используем наглядную информацию, рекомендации, организуем семейные выставки творческих работ, проводим беседы, участвуем в конкурсах по данной теме.
Т. К. Гордиенко, воспитатель МБДОУ ДС№120 г. Челябинска