Капустина Мария
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД
на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы».
В центре внимания педагогов всегда находились проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Поиском эффективных путей и средств для осуществления духовно-нравственного воспитания в ДОУ занимались знаменитые педагоги Л. Н. Стрелкова, В. А. Сухомлинский, Н. С. Карпинская, и др.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Духовно-нравственное воспитание в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, которое обеспечивает устойчивое, гармоничное развитие человека и включает в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Назревает вопрос, как можно прививать духовные ценности дошкольникам? Чтение художественной литературы открывает большой простор для формирования правильных качеств дошкольника.
Художественная литература показывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции и даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Большую роль в воспитании детей, а также в становлении их духовного и нравственного мира играют русские народные сказки.
Посредством чтения сказок раскрываются такие понятия, как добро и зло, честь и достоинство затрагиваются морально-этические стороны жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки детей.
С малых лет сказка входит в жизнь детей, шагает вместе с ними на протяжении всего дошкольного детства. Справедливо назвать дошкольный возраст возрастом сказок.
Нужно говорить с родителями о большой пользе чтения сказок детям. Для этого лучше всего использовать время перед сном, когда ребёнок и родители готовы к спокойному общению друг с другом и книгой. Это займёт совсем немного времени. Но зато это время будет проведено с пользой!
Слушая сказку, ребёнок имеет возможность образно представить картину событий, которые происходят, героев, как они выглядят, во что одеты, как себя ведут, может пофантазировать: поставить себя на их место. Благодаря этому у него развивается воображение. А это очень важно. Ребёнок по ходу событий переживает за героев, которые попадают в беду, и радуется за них, когда всё хорошо заканчивается.
Ребёнок рассуждает о поведении героев, для себя решает, что хорошо, что плохо, учится на примере героев, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Он выбирает для себя пример для подражания. Как правило, это положительный герой литературного произведения, сильный, смелый, добрый, отважный справедливый.
Именно таким образом, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребёнка.
Такие сказки, как «Два жадных медвежонка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Как собака друга искала», «Мальчик с пустым цветочным горшком», «Заяц - хваста» и многие другие смело можно использовать в педагогической практике с целью формирования у детей духовно-нравственных ценностей и принципов, так как они целиком посвящены духовно-нравственным проблемам.
Во время чтения книг происходит развитие речи ребё нка: он узнаёт много новых слов, образных выражений. Язык сказок, как правило, богат афоризмами, эпитетами, очень выразителен и поэтичен. В сказках много песенок, стихотворных строк, которые легко воспринимаются и запоминаются детьми.
По ознакомлению дошкольников со сказкой можно использовать такие методы, как:
1. Чтение сказки, когда воспитатель читает текст. А для лучшего понимания смысла сказки и представления образа героев необходимо использовать иллюстративный материал.
2. Рассказывание, когда воспитатель в свободной форме повествует содержание сказки. Можно сопровождать рассказывание сказки показом настольного театра.
Для формирования восприятия сказки можно использовать такие приёмы, как:
1. Выразительное чтение. Очень важно, чтобы речь воспитателя была эмоционально окрашена и выразительна.
2. Повторение чтения сказки. Дети с большим удовольствием слушают сказки повторно.
3. Выборочное чтение. Для лучшего усвоения содержания можно повторно зачитать наиболее значимые и яркие отрывки из сказки.
4. Драматизация. Можно привлечь детей. Они с радостью превращаются в героя сказки и входят в мир воображаемых обстоятельств.
5. Беседа. Цель беседы — уточнение понимания содержания сказки, осознание средств художественной выразительности. Необходимо продумать ход беседы, включить в неё вопросы по содержанию сказки, а также, с целью дать оценку поступков героев.
Прекрасной идеей будет организация творческих мастерских. Можно предложить детям, а также их родителям, нарисовать, слепить, сконструировать из бумаги и картона, из природного материала сказочных героев, передать их образ, черты характера, особенности поведения. По итогам оформить выставку творческих работ. Благодаря результатам продуктивной деятельности ребёнок учится выражать своё отношение к литературному произведению, его герою.
Прекрасным способом привить детям общечеловеческие ценности является знакомство с пословицами и поговорками.
В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки. В них ярко выражен нравственно-поучительный характер. Поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Пословица более понятна ребёнку вследствие того, что поучительный смысл поделё н на части: «Кончил дело- гуляй смело», «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь», «Труд кормит, а лень портит». А поговорка даёт ребё нку выразительную эмоциональную оценку: «Сила хорошо, а ум лучше».
Фольклорные произведения являются богатейшим источником духовного и нравственного развития детей. В программу для чтения входит большое количество потешек, песенок, прибауток. Образность и поэтичность помогает детям представить мир природы, образы животных. Природа в фольклорных произведениях благодаря художественному слову, как бы оживает: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-вёдрышко обогрело телят, ягнят да малых ребят».
Описание животных не только поэтично, но и образно: «Гуси вы, гуси красные лапки! Где вы бывали, что вы видали?», «Коза хлопота целый день занята», «Котятки, котятки, малые ребятки», «Ласточка, ласточка, милая касаточка! Где ты была, с чем ты пришла?» и т. д.
Целью чтения художественной литературы является формирование положительного отношения к фольклору и поэзии. Детей с раннего возраста необходимо учить эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, связывать его с реальными картинками природы, чувствовать ритм стихотворной речи, обогащать словарь детей образными словами и выражениями: «снежинки-пушинки», «снег летает, кружится, танцует», побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях. Чтение стихотворений о природе необходимо использовать в тесной связи с непосредственными наблюдениями. Таким образом, детям будут понятны не только сезонные изменения в природе, но и чувства, настроение, переданные автором.
Итак, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует духовно - нравственному воспитанию дошкольников. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы воспитаем духовно развитые, гармоничные личности.
Поэтому перед воспитателем стоит важная задача, приобщить дошкольников к чтению, показав всю красоту художественного слова.