Ольга Геннадьевна Макарова
Детская музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Поэтому, для музыкального развития и воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно - развивающая среда.
Публикация «Детская музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» февраль 2023
Среда, окружающая ребёнка в детском саду может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог сможет организовать такую среду. Для этого ему необходимо знать, что должна включать среда, механизм её воздействия на личность.
Среда - это атмосфера, в которой человек живёт, дышит и развивается. А музыкальная среда становится одним из компонентов педагогической системы и представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников.
Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сфере ребёнка, то есть содержать как консервативные (уже известные ребёнку) компоненты. Так и проблемные, подлежащие исследованию. Всё это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности : восприятие, воспроизведение. Творчество. Каждый блок предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов музыкальной деятельности.
ВОСПРИЯТИЕ музыки - это пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, используемые в певческой, танцевальной, музыкально-игровой деятельности.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ музыки - пособия побуждающие к певческой деятельности, к восприятию песен, выразительному исполнению. Пособия, побуждающие к музыкально - ритмической деятельности, игре на музыкальных инструментах, восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – пособия побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизация на детских музыкальных инструментах.
Решение этих задач обеспечивается разнообразием детских музыкальных инструментов, развивающих музыкальных игр, игрушек, наглядных дидактических пособий, магнитофона и кассет к ним и других технических средств.
Среда должна соответствовать возрасту детей и содержанию их музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по возрастным ступеням.
СТРУКТУРА музыкальной среды представлена в виде модулей, включающих трасформирующиеся детали, что поддерживает у детей живой интерес. Она должна быть организована таким образом, чтобы в ней были наглядным образом представлены все виды музыкальной деятельности и были созданы условия для взаимодействия детей с любыми пособиями. ОФОРМЛЕНИЕ мини-центров для детей раннего и младшего возраста должно быть сюжетным, а для старшего – иметь дидактическую направленность.
Предметная среда должна быть сомасштабна глазу, действиям рук, росту ребёнка.
Пособия должны быть добротными, эстетически привлекательными, простыми в обращении, только тогда они вызывают желание действовать с ними.
Мини-центры оформляются в одном стиле, с использованием материалов одной фактуры и цветовой гаммы.
Нерегламентированная музыкальная деятельность детей осуществляется совместно с воспитателем в группе. Воспитатель не обучает детей- он старается заинтересовать в слушании знакомой музыки, высказывает своё отношение к ней, вовлекает детей в знакомые игры, упражнения, проводит музыкальные разминки. Музыкальный репертуар подбирается по согласованности с музыкальным руководителем. Воспитателю важно опираться на детей, которые увлечены музыкально - творческой деятельностью, они становятся своего рода катализаторами данного процесса.
Паролельно осуществляется самостоятельная музыкальная творческая деятельность детей, обладающая наибольшим потенциалом развития креативности дошкольников. Очень важно поощрение творческих устремлений. Такой должна быть эмоциональная характеристика среды.
Как показывают материалы диагностики, созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечивает необходимый уровень музыкального развития воспитанников ДОУ.