Екатерина Якутина
Безопасный и здоровый образ жизни семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасный и здоровый образ жизни семьи
Президент России В. В. Путин определил главный приоритет государственной политики – «сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России». Усилия государства должны быть «направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, улучшение экологии, здоровья людей, развитие образования и культуры». Среди задач, стоящих перед всем обществом - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В таком контексте актуализируются вопросы укрепления института семьи, семейных ценностей и традиций как основ российского общества и государства. Эти вопросы тем более актуальны, что на протяжении последних лет специалисты отмечают происходящую трансформацию института семьи, изменение его социального статуса. Система семейных ценностей также претерпевает значительные изменения: часть из них утрачивает своё значение.
Публикация «Безопасный и здоровый образ жизни семьи» размещена в разделах
Современный период характеризуется изменением семейных ролей, снижением общего уровня родительских компетенций. Дефицит родительской любви, «детское одиночество» и отсутствие достаточных знаний о воспитании и развитии ребенка приводят к таким печальным явлениям современной действительности, как падение уровня физического и психического здоровья детей, понижение их интеллектуального потенциала и уровня духовно-нравственного потенциала, усложнение процесса адаптации в обществе. Человек учится в жизни всему – и профессии, и навыкам, целенаправленно развивает свои способности по многим направлениям. Но, как правило, целенаправленно не учится важнейшей функции человека – родительству. Такая ситуация вполне объяснима тем, что на протяжении столетий образ родительского поведения и соответствующие навыки передавались из поколения в поколение, «из уст в уста». Но сейчас ситуация в корне изменилась. Мир кардинально изменился. В современном мире необходимо учить быть родителями. В результате активных действий в этом направлении может быть решен ряд проблем общества, в том числе снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, формирование условий для самостоятельного и качественного исполнения семьей своих социальных функций, общее повышение комфортности жизни семей, воспитывающих детей, демографические проблемы России. В области образования работа по родительскому просвещению помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг и в целом «повернуть» родителей лицом к школе, совместно искать решения возникающих проблем воспитания и обучения. Родительское просвещение неразрывно связано с семейным воспитанием. Актуальность мероприятий по развитию семейного воспитания и родительского просвещения обусловлена и тем, что в последние годы заметно возросло значение воспитания, ощущается актуальная необходимость определения ориентиров каждой семьи в системе ценностей. Происходит эволюция от образования знаний к образованию компетенций, а значит, к образованию, основанному на ценностях.
Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и самому себе. Развитие способностей ребёнка в нравственном аспекте – различать добро и зло, в эстетическом аспекте – различать прекрасное и безобразное, с точки зрения религии – различать истинное и ложное –важнейшие задачи, стоящие как перед семьёй, так и перед школой. Нравственные ценности, лежащие в основе семьи, являются общенациональными ценностями россиян, вне зависимости от их этнической принадлежности. В свою очередь базовые национальные ценности как основные моральные, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических традициях многонационального народа России, определяют содержание духовно-нравственного воспитания. В семье закладываются духовно-нравственные основы, формируются ценностные ориентации ребенка. От того, в какой атмосфере он растет, какие образцы взаимоотношений членов семьи наблюдает, в какие семейные отношения вовлечен сам, зависит, какие личностные качества, жизненные ценности у него сформируются, как он сможет реализовать себя в будущем. Родители, осознавая важность формирования жизненных ценностей у детей, пытаются выстроить подходы к их воспитанию в новых условиях.
Задача государства –помочь родителям в формировании компетенций в сфере семейного воспитания, наделить их соответствующими знаниями и навыками.
Родительское просвещение – это форма дополнительного образования детей и взрослых, основной целью которой является формирование навыков формулировки и самостоятельной корректировки родительской позиции.
Родительская позиция – это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье, к своему роду, к своей малой и большой Родине, к учителю, к образовательной организации, к образованию в целом. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, тогда как здоровье – это взаимосвязь физического, психического и социального благополучия. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. А искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями.
Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.
Степень вовлечённости и приверженности детей и подростков к вредным привычкам достаточно велика, причем с взрослением школьников число детей с вредными привычками увеличивается. Семья должна быть примером поведения для подростка, именно поэтому важны совместные занятия, чтобы каждый член семьи осознал важность здорового образа жизни и сплоченности в борьбе с алкоголем и другими вредными факторами. Важнейшими условиями успешного воспитания в семье является искреннее и осознанное восприятие здорового образа жизни как нормы для семьи в целом, восприятия всей семьи как единого организма, здоровье каждого члена которой взаимосвязано. Поэтому задача совместной просветительской и профилактической работы образовательных организаций и семьи – максимально продуктивно использовать учебное время для работы с детьми и родителями по формированию у них ценностей здорового и безопасного образа жизни как одной из основ позитивных детско-родительских отношений.