Оксана Чатарова
Альтернативная система обучения коммуникации «PECS»
▼ Скачать + Заказать документы
Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне – и, может быть, я запомню.
Вовлеки меня – и тогда я постигну. Конфуций
Слайд - 2
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ КОММУНИКАЦИИ «PECS» (PictureExchangeCommunicationSystem) – коммуникативная система обмена картинками, разработанная в конце 80-х гг. в США Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом. Со временем применение системы «PECS» распространилось на детей и взрослых с различными расстройствами.
Сюда входят, в том числе люди:
- с нарушениями развития и множественными нарушениями; - церебральным параличом;
- слепотой;
-глухотой.
Публикация «Альтернативная система обучения коммуникации „PECS“» размещена в разделах
- Карточки Пекс (PECS)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Идея системы «PECS» – подвести детей к тому, чтобы коммуникация исходила от них самих. Многим говорящим сложно привлечь соответствующее внимание окружающих к своим потребностям и желаниям. Система «PECS» призвана научить их самостоятельно инициировать и вступать в коммуникацию с другими людьми. «PECS» сводит существенную часть коммуникации – речевой обмен к непосредственному обмену картинками, что для многих неговорящих является огромным усилием, а с другой стороны – и достижением.
Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше 5 лет. Богатый опыт ее применения накоплен в отношении лиц с аутизмом. Они практически не говорят или имеют ограничения в речи, сопровождаемые эхолалией.
Слайд 3 – 5
Что собой представляют карточки PECS
Используются набор картинок, необходимый для каждого ребенка в соответствии с имеющимися нарушениями.
Картинки можно приобрести в готовом виде. Они могут несколько отличаться в зависимости от производителя. Можно сделать карточки PECS самостоятельно. Для этого можно скачать готовые наборы картинок, представленные на различных интернет – ресурсах. Кроме того, сделать свой уникальный набор можно, подобрав любые понравившиеся вам картинки из имеющихся дома материалов.
Карточки PECS представляют собой картинки, изображающие как предметы, так и действия. Кроме того, карточки могут служить для напоминания о запрете каких-либо действий.
Однако запрещающие картинки находятся в значительном меньшинстве. Актуальными являются так же карточки для высказывания желаний.
Для начала обучения «PECS» необходимо следующее обязательное условие: кандидат для «PECS» должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок (или взрослый) должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате.
Слайд - 6
Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребёнок любит и хочет).
Базисные необходимые навыки для начало освоения PECS: отработка сравнительно устойчивого зрительного контакта, слов или жестовых обозначений «да», «нет», «дай»; устойчивый учебный навык; имитация действий «сделай, как я». Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются. Как правило, с этой системой начинают знакомить детей младше 5 лет, проводят её в виде тренинга, который можно проводить как в школе, так и дома.
Слайд - 7
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
• Первый этап обучения - ребенок учится основам обмена карточками с другими людьми.
Необходимо два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребёнку сделать действия (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, воспитателя, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы, лучше вкусовые или вещевые. Педагог привлекает внимание ребёнка на любимый предмет и осуществляет его обмен на карточки. Идеальный вариант – когда происходит приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становиться всё больше. Вначале добавляются имена существительные.
Слайд - 8
• Второй этап обучения – обучение ребёнка отдавать карточку, если человек не рядом (спонтанные действия). Необходимо сделать книгу с набором карточек и коммуникационное поле (книгу, на которое ребёнок будет выкладывать карточки, изученные ранее. Как только ребёнок научился самостоятельно отдавать карточку, начинать работать на дистанции, которую в дальнейшем постепенно увеличивают. Ребёнку нужно дать чётко понять, насколько важно добиться внимания коммуникативного партнёра до обмена картинками.
Слайд – 9
Третий этап обучения - Ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. Результаты записываются: действительно ли ребёнок хотел тот предмет, который он просил при помощи карточки. Ошибка на этой стадии – это ошибка распознания. Обычно на этой стадии начинают вводить глаголы и составлять короткие фразы из 2 слов.
Важная составная часть – научить ребёнка находить нужную карточку в книге. Так же существуют специальные приспособления для работы на улице, в гостях, для облегчения приспособления при передвижении по дому.
Слайд -10
• Четвертей этап обучения - составление фраз при помощи карточек. Используются полоска в книге для составления предложения «Я хочу (предмет) или «дай мне (предмет)», так же используется техника «обратной цепочки». Ребёнка учат просить конкретные специфические предметы (Я хочу красное яблоко). В конце этапа в коммуникативной книге ребёнка содержаться, как правило 25-50 небольших карточек, чтобы общаться с различными коммуникативными партнёрами.
Слайд - 11
• Пятый этап обучения - обучение отвечать на вопросы при помощи карточек.
1. Обучение ответу на вопросы «Чего ты хочешь?», «Что ты видишь?».
2. Взрослый задаёт вопрос перед тем, как ребёнок начинает составлять предложения. На этой стадии сфера изучения очень богата: классификация, похожие/разные, время суток и дела в это время, посещения разных мест и правила поведения там, обобщающие понятия, обучения буквенному составу слова и т. п.
Слайд - 12
• этап обучения - Обучение делать комментарии при помощи карточек. Ребёнок должен адекватно отвечать на заданные вопросы: «Что бы ты хотел?», «Что ты видишь?», «Что там у тебя?». Внимание обращают не столько на требование вещи / деятельности, сколько на названии данного явления. В начале специалист действует так же, как и на предыдущих этапах: задаёт вопрос например: «что ты видишь?», одновременно показывая на карточку «Я вижу». Постепенно визуальная опора исчезает. Чтобы дойти до последних этапов, нужно очень много тренироваться и в ежедневно течении дня закреплять много раз одно и тоже действие с карточками.
Слайд - 13
На каждом этапе важно:
1. Самостоятельная инициатива ребенка
2. Высокая мотивация (регулярно оцениваем)
3. Уменьшение подсказок взрослого (вопросов, инструкций, жестов)
Слайд – 14 - 15
Практические советы и типичные ошибки родителей
1. Папка с картинками, которую условно можно назвать коммуникативной книгой, должна использоваться постоянно. Для этого ее необходимо ее брать с собой за пределами квартиры на улицу и в общественные места.
2. Только чёткое следование последовательности этапов и тщательная работа на каждом этапе из них позволит полноценно пользоваться системой и достичь результатов. Не нужно торопить ребёнка и требовать от него желаемых результатов.
3. Необходимо понимать, что мы до последнего ждём от ребёнка самостоятельности в ответах. Подсказка, которая также необходима при затруднениях ребёнка, не должна становиться основой обучения.
4. Запрещается убирать из книжки карточки, чтобы сократить количество просьб и высказываний с их участием.
5. Следуют своевременно проводить оценку подкрепляющих стимулов, которые используются вместе с PЕCS и развиваются так же от менее сложных к более сложным.
Слайд - 16
Один из базовых элементов обучения является – мощная система подкрепления.
Одна из проблем в данной области - необходимость признать, что не специалист/родитель, а сам ученик решает, что для него является поощрением. С этой проблемой связано также осознание того, что нам, возможно, не понравится некоторые подкрепляющие стимулы, эффективные для ребёнка. Однако, несмотря на то, что мы должны работать над развитием новых источников мотивации для ребёнка, подобные изменения требуют времени. Пока новые стимулы ещё не стали эффективными, мы должны использовать все способы, доступные на данный момент. Для успешного выполнения заданий необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, которые являются наиболее «естественными» в каждой конкретной ситуации.
Ещё один важный вопрос, связанный с использованием подкрепляющих стимулов, касается выбора правильного момента для поощрения.
Слайд - 17
Поощрения должно следовать непосредственно за достижением цели – усвоением навыка. Если задержка поощрения длится более чем на полсекунды, она приводит к снижению эффективности подкрепляющего стимула. Специалист должен найти возможность обеспечить положительную обратную связь в течение полсекунды после его освоения.
Со скоростью поощрения связаны так же факторы дифференцированного использования подкрепляющих стимулов. Здесь имеется в виду, что мы можем поощрять одно действие, но не поощрять другое или же подкреплять разные действия с различной силой.
Слайд - 18