Крутцова Светлана
Воспитание патриотических чувств у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание патриотических чувств у дошкольников
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к своему ближайшему окружению. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.
Публикация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с народным фольклором, с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. А это так важно.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-знакомство детей с символами государства (герб,флаг,гимн);
- чувства ответственности и гордости за достижения страны;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной, в играх, в труде, в быту, в совместной деятельности воспитателя с детьми.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
Первый этап работы с младшими дошкольниками — это приобщение их к устному народному творчеству.
С раннего возраста дети откликаются на потешки, попевки, народные песенки. Мы постоянно используем их в своей работе, обращая внимание детей на то, что русский народ отображает в них свою жизнь.
Например, говорим добрую потешку «Водичка- водичка» и сразу же воспитываем аккуратность, опрятность, приучаем к чистоте. Читая потешку «Пошёл котик на торжок», воспитываем у детей желание делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа, способствует развитию личности в духе патриотизма.
Вторым этапом работы с дошкольниками являются сказки. Рассказывая сказку «Курочка Ряба», в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а рассказывая сказку «Теремок», воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Игра - ведущая деятельность детей, среди множества игр, которые мы предлагаем, конечно, и русские народные игры. Эти игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства : любовь русского народа удальству, веселью, знакомство с лучшими национальными традициями. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
Огромно достояние нашей народной культуры, необъятны границы интереса к творчеству народа России, неисчерпаемы кладовые земли русской и нет предела гордости за людей, которые дарят нам, своему народу, прекрасные произведения народных умельцев, создавая их своими руками.
Ещё одним ярким и интересным средством народной культуры, является народно-прикладное искусство. Нельзя оставаться равнодушными, увидев работы народных мастеров знаменитых промыслов: Хохломы, Дымково, Городца, Гжели. Опираясь на то, что у ребёнка младшего дошкольного возраста наглядно-образное мышление и желание потрогать увиденное яркое и красивое преобладает над другими процессами. Для оформления группы мы выбираем яркие эмоциональные игрушки, сделанные по мотивам народных промыслов, знакомим детей с первыми источниками народно-прикладного искусства.
Но что касается народного творчества, связано оно и с русским народным костюмом. Поём ли песни, водим хоровод, проводим ознакомление детей с народными промыслами, играем ли в народные игры, мы всегда используем русский народный костюм: сарафаны, рубахи, головные уборы. Переодевание в русский костюм уже вносит свою частицу в образ, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Тем самым расширяем представление детей о народной одежде, развиваем интерес к культуре нашей Родины.
Немаловажную роль играют в воспитании нравственно-патриотических качеств и такие формы малого устного фольклора, как пословицы, поговорки, загадки. Через загадки воспитываем у детей любовь к родному краю, учим видеть красоту окружающей природы, гуманному отношению к ней.
Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа «Поговорка-цветочек, пословица- ягодка». В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей, учат правилам поведения, моральным нормам. Великий А. С. Пушкин говорил о поговорках: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!». Предлагая детям пословицы и поговорки, выбираем те, которые близки по смыслу и пониманию детей. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к народному фольклору, желание продолжать знакомство с ним.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.
В нашем детском саду проводятся:
- народные, православные и фольклорные праздники – Рождество Христово, Пасха, Масленица, Троица;
- государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День Космонавтики,
- международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
- бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу,
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.
Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Регулярно проводятся экскурсии в музеи, в библиотеку, к школе, по улицам села. Важно привлечь внимание детей к объектам села, которые расположены на ближайших улицах.
Существует у нас традиция: накануне великого праздника Дня Победы с детьми старшей и подготовительной подгрупп ходим к памятнику «Погибшим солдатам», чтобы поклониться и возложить цветы в знак благодарности воинам, погибшим за свою Родину.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не должны забывать о современных событиях. Недавняя олимпиада Сочи - 2014 войдет в историю – дети должны испытывать гордость за наших спортсменов, за нашу страну.
В детском саду создан уголок космоса, патриотический уголок «Наш дом - Россия, где представлены альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты главных лиц нашей страны, Нижегородской области, Тонкинского района.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, памятки, мы поставили цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в праздниках, играх, проектах, конкурсах). Предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду : хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.
Родители принимают активное участие в творческих конкурсах рисунков и поделок: «Лучшая елочная игрушка», «Креативная ёлка», «Дары осени», «Весенние фантазии», «В мире сказок» и др. Родители проявляют активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», проведение фотовыставок «Семьи счастливые моменты», «Бабушка любимая моя», «Поможем птичкам: воробьям, синичкам» и т. д.
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по данной теме, поскольку считаем, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родине, родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети.