Алимова Наиля
Доклад на родительском собрании «Застенчивость у детей. Как с ней справиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности.
Публикация «Доклад на родительском собрании „Застенчивость у детей, Как с ней справиться“» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Многие взрослые считают застенчивых детей хорошо воспитанными и Застенчивость у ребенка — это состояние психического здоровья и его поведение среди окружающих, главными характеристиками которого являются робость, нерешительность, стеснительность, боязливость и скованность. Чаще всего впервые проявляется ещё в раннем возрасте и придает детям такие черты, как скромность, послушность, сдержанность. Так создаются маски, за которыми почти не видно сущности, истинного характера ребенка, а также тормозится его становление в обществе как личности. послушными, хотя ребенок внутренне очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.
Застенчивые дети послушны и всегда выполняют просьбы знакомых взрослых. Они часто подвержены влиянию более активных сверстников. И, несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Они просто не могут их проявить, отреагировать внешне. Поэтому дети «кипятят» внутри себя эту негативную энергию и обращают ее на себя. Так происходит развитие невротических проявлений, тики, навязчивые движения, пощипывания и др.
По внешним признакам застенчивость определяется :
- покраснение лица;
- дрожи и потливость;
- учащенное сердцебиение;
- стесненное дыхание;
- тихий голос и опущенные вниз глаза;
- скованность мышц и движений.
Застенчивый ребенок знает, что надо делать и хочет этого, но не может применить свои знания. Самооценка у таких детей высокая, но они сами думают, что другие к ним относятся плохо и все свои действия проверяют через мнение других.
Источником застенчивости является страх перед людьми.
Очень часто у застенчивых детей авторитарные родители, которые возлагают большие и неоправданные надежды на своего ребенка. Так, у ребенка развивается комплекс несоответствия и он все больше убеждается в своей несостоятельности.
Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по какой-либо причине ограничен круг общения или родители всячески оберегают их как бы что не произошло, чтобы никто не причинил им вреда.
Встречается застенчивость и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность, постоянный контроль способствуют тому, что дети теряют доверие к миру и окружающим. Мать, переживающая обиду и желая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых и такая установка в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость.
Воспитание детей в стиле «Золушки» приводит к выработке психологической защиты и ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности.
Поэтому основной причиной застенчивости в детском возрасте является неадекватный стиль воспитания в семье.
Довольно часто застенчивые дети обладают большими способностями, легко осваивают компьютер, любят рисовать и читать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками и взрослыми. А в итоге проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.
Чаще всего взрослые обращаются за помощью к психологу тогда, когда застенчивость начинает мешать им и самому ребенку: он всего боится, отказывается общаться со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются, не отвечает на вопрос, даже если знает ответ.
Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Также неспособность попросить о помощи одна из наиболее серьезных побочных следствий застенчивости.
Родителям застенчивого ребенка необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, фон общения должен быть спокойным и доброжелательным. Главное – терпение и тактичность. Необходимо развивать инициативность и самостоятельность. Необходимо стимулировать ребенка в быту к разностороннему общению, например, попросить обратиться с просьбой к продавцу, отдать что-либо. Можно использовать подвижные игры для развития коммуникативных навыков, рисование для выявления и отработки страхов, постановка спектаклей, проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и др.). Обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
Важно помочь научиться застенчивому ребенку свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Подвижные игры такие как, жмурки, прятки вместе со взрослыми помогут детям выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры-соревнования, например, кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы, которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, помогут почувствовать застенчивому ребенку себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности, чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим, а потом похвалить его за смелость, ловкость, выразить радость от того, что играли.
Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.
Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.
Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.