Светлана Заноздрина
Сценарий выступления на родительском собрании «Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Помочь родителям увидеть актуальность необходимость и возможность воспитания доброты и гуманного отношения к окружающим.
2. Формирование у родителей личностного смысла в усвоении психолого-педагогических знаний, которые помогают воспитывать ребенка.
3. Развитие у родителей навыков общения.
Публикация «Сценарий выступления на родительском собрании „Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Материал: проекторная установка, ролик видео «О мамах», силуэт чаши вырезанный из ватмана, сердечки вырезанные из цветной бумаги, воздушные шарики, раздаточный материал: 10 заповедей для родителей, буклет «Воспитание у детей чувства доброты и отзывчивости».
Ход мероприятия
1. Вводная часть.
Показ видео "О мамах"
Цель: активизировать родительские чувства.
Социальный педагог. Проблема воспитания, несомненно, актуальна. И каждый из родителей уже сегодня хотел бы знать: кого он может воспитать? Ответов много, а может быть, и нет. Ведь каждая семья в воспитании имеет свой секрет. У каждого своя позиция, а иногда и просто интуиция. Жаль, но порою родителям не хватает знаний и терпения, чтобы установить с ребенком личностно-доверительные отношения. И вот поэтому мы, родители и педагоги, попробуем решить проблему сообща, ведь цель у нас одна. Проблема воспитания детей сегодня нас заставила обратить внимания на следующие правила:
1. Ребенка сперва люби - потом учи.
2. Какой ребенок есть - таким его и принимай.
3. Право ребенка на ошибку признавай.
4. Действовать ребенку самостоятельно помогай.
5. Ребенок должен познавать себя и самосовершенствоваться.
Тема нашей сегоднешней встречи с вами звучит так "Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка"
2. Основная часть.
Какие качества в первую очередь вы хотели бы видеть в своем ребенке?
Предлагаю родителям выполнить упражнение "Чаша красоты"
Заранее заготовленный силуэт чаши прикреплен на доске. Родители на сердечках пишут те качества, которые они хотели бы воспитать в своих детях и прикрепляют к чаше.
Как ни странно, об отзывчивости и доброте многие родители вспоминают уже довольно поздно. В мире эгоизма и жестокости детей стараются воспитывать сильными, независимыми, самостоятельными, а доброта и сочувствие должны взяться сами собой. Но вряд ли родители рассчитывают, что их самостоятельные дети будут проявлять жестокость и по отношению к ним самим. Отзывчивость не значит слабость, воспитывать доброго ребенка можно и даже нужно.
Главное, чтобы ребенок вырос добрым, порядочным человеком. Но от желаемого до действительности порой бывает целая пропасть. Поэтому для начала мы Вас просим прочесть 10 заповедей. Возможно, они помогут Вам приоткрыть дверцу в мир доброты.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не думай, что ребенок принадлежит только тебе, он не твоя собственность.
3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь. Вы дали ребенку жизнь, как он может отблагодарить Вас?
4. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть в жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не менее, чем твоя.
6. Никогда не унижай ребенка.
7. Помни - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Умей любить чужого ребенка.
9. Люби своего ребенка любым : не талантливым, неудачливым, взрослым.
10. Радуйтесь общению с ребенком, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Роль доброты в жизни ребенка
Родители недооценивают роль доброты, считая, что главное — воспитать ребенка сильным и способным постоять за себя, ассоциируя отзывчивость со слабостью. «Не будь таким наивным, люди будут этим пользоваться и обижать тебя» — можно услышать почти от каждой мамы. Но детская наивность в общении и неспособность ответить обидчику – это страхи и неуверенность в себе, с отзывчивостью они никак не связаны.
Также не стоит думать, что родители должны указать ребенку направление, а доброте и сочувствию их научит садик/школа/общество. Ничего не возникает само собой. Конечно, от рождения закладываются определенные качества, темперамент, способности, но их можно как развить, так и задавить на корню.
Итак, почему отзывчивость и доброта необходимы в жизни : (предлагаю высказаться родителям).
Социальный педагог.
- Ребенку, способному на сочувствие и сопереживание, просто налаживать отношения с детьми, строить свои отношения в дальнейшем. Может показаться, что люди будут пользоваться его добротой, но защитить ребенка от всех проблем в любом случае невозможно. Он будет сталкиваться с жестокостью и несправедливостью мира, но доброта неизменно найдет отклик в сердцах других людей, даже если их будет немного. Уже в школьном возрасте можно заметить, что добрые дети популярны, они спокойнее реагируют на все и находят себе друзей.
- Отзывчивый ребенок сам станет хорошим родителем. Не стоит забывать, что в старости вы будете рассчитывать на отзывчивость своего ребенка, поэтому воспитывать это качество необходимо. Отзывчивые люди сами воспитывают своих детей в том же ключе, беря пример со своих родителей.
- Отзывчивость делает ребенка сильнее. Несмотря на установившееся мнение, доброта не делает человека слабее. Отзывчивые люди иногда более эмоциональны, но они быстрее и проще находят в мире хорошее, умеют сосредотачиваться на хороших моментах и гораздо чаще окружены людьми, которые готовы им помочь.
- Эмоциональность и интеллект связаны. Эмоциональное развитие связано с другими качествами, такими, как нравственность, интеллект, способность к обучению. Нельзя исключать один аспект и зацикливаться на остальных.
Воспитание отзывчивости у детей : как и когда начинать
Очень часто получается так, что с работы мы - родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.
Предлагаю упражнение «Лопайся пузырь».
Оно поможет освободиться от гнева, негативных эмоций.
Возьмите воздушный шарик. Надувая, наполните его всем тем плохим, что испортило Вам настроение.
Вы готовы отпустить свою злость, раздражительность, все плохие эмоции, готовы от них избавиться?
Кто готов, произнесите: «Я отпускаю свои негативные эмоции» и выпустите воздух из шарика.
От негативных эмоций все освободились, никто не пожелал с ними остаться и теперь с хорошим настроением продолжаем.
Социальный педагог: Начинать воспитывать в ребенке отзывчивость никогда не рано и никогда не поздно. Считается, что это качество закладывается еще до рождения ребенка. Чем спокойнее и счастливее мама, тем больше вероятность, что у нее родится ребенок, предрасположенный к доброте и сочувствию.
Чем раньше начнется эмоциональное воспитание ребенка, тем больше пользы оно принесет. Для этого не надо быть искусным педагогом, надо самому быть отзывчивым родителем и подавать ребенку хороший пример.
• Контакт с ребенком. Сейчас модно ограничивать контакт с ребенком с младенческого возраста, чтобы он не привыкал к рукам. В плане эмоционального развития в таком воспитании хорошего мало. Именно близость мамы, тактильные контакты и объятия дают ребенку ощущение уверенности, спокойствия, теплоты. Не нужно бояться обнимать и целовать ребенка, брать его за руку, менее сильным и самостоятельным он от этого не станет.
• Напоминайте ребенку о том, что он не один. Дети склонны к эгоцентризму, им кажется, что все происходящее касается только их. Нужно вызывать интерес в ребенке к другим детям, членам семьи, домашним животным, учить ставить себя на место других.
• Не перебарщивайте с опекой. Гиперопека не сделает ребенка отзывчивым, а скорее добавит страхов, что без мамы он ни с чем не справится. Оградить ребенка от всего не получится, но можно научить его встречать неприятности достойно, не реагировать на них слишком остро. Важно, чтобы ребенок знал, что он всегда может прийти к родителям, если ему плохо, но ограждать его от всего мира никто не должен.
• Учите отдавать. Ребенок должен понимать, что отдавать тоже приятно. Иногда даже приятнее, чем брать, потому что счастье других людей и причастность к нему – это приятно. Учите ребенка делиться без сожаления.
• Умейте говорить «нет». Потакание ребенку не помогает развить эмпатию, а способствует эгоизму и ощущению, что все в жизни должно идти так, как он хочет. Отказывать ребенку без чувства вины и при этом спокойно объяснять, почему вы отказали – вот, что подготовит ребенка к жизни. Ребенок не должен становиться манипулятором и играть на чувствах других людей.
Воспитание детей добротой
Предлагаю упражнение- аукцион «Назови ласково».
Цель: стимулирование родителей на употребление ласковых слов в обращении с детьми.
Возьмите карточку с цифрой. Встаньте в круг.
Каждый из вас, если знает ласковое обращение к ребёнку, быстро, как на аукционе, поднимает карточку и получает право на ответ.
И так начнём.
(социальный педагог, как на аукционе торопит участников)
Победитель встаёт в центр круга, остальные участники говорят добрые пожелания победителю.
Социальный педагог: Самый продуктивный метод воспитания эмпатии у ребенка – это воспитание добротой и лаской. Жестокость порождает жестокость, родители всегда должны помнить о том, какой они пример подают своему ребенку.
Если обращаться с ребенком жестоко, он будет жесток не только к окружающим, но и к самому себе. Это повлечет за собой множество комплексов и психологических проблем, с которыми ему придется справляться самостоятельно.
Часто родители понимают воспитание добротой очень однобоко. Им кажется, что надо быть добрым к ребенку, меньше его ругать, больше целовать, и этого достаточно. Но не нужно забывать о том, что ребенок видит и анализирует отношения родителей и других людей.
• Отношение к домашним животным. Нельзя демонстрировать пренебрежительное или жестокое отношение к животным. Часто можно услышать от детей, что папа ударил кошку, выбросил ее из дома или побил собаку за провинность. Это демонстрируется как воспитательный процесс, но в этом случае лучше вообще не заводить животных, если есть проблемы с агрессией в их сторону. Либо можно завести животное, не нуждающееся в дрессировке, чтобы ребенок о нем заботился.
• Отношение к своим родителям. Нам кажется, что мы будем другими родителями, не такими, какими были наши, что наши отношения с детьми будут кардинально отличаться, но дети прекрасно видят и впитывают эмоциональное напряжение между родителями и бабушками, дедушками. Демонстрация негативного отношения, нежелание общаться или периодические неприятные высказывания в адрес бабушки и дедушки учат детей тому, что старших/родителей/пожилых людей не обязательно уважать.
• Отношения друг с другом. Родители должны заботиться не только о ребенке, но и друг и о друге. Нежные и заботливые отношения между родителями воспитывают в ребенке отзывчивость, доброту. Он видит пример достойного брака и крепкой семьи, и в дальнейшем будет стремиться так же строить свои отношения.
• Отношения с посторонними. Ребенок должен видеть, что его доброта должна быть направлена не только на друзей и членов семьи, но и весь мир. Например, нужно уступить место в автобусе незнакомой бабушке, поднять игрушку, которую уронил другой ребенок. Все, что происходит вокруг – тоже важно.
Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста
Если процесс воспитания начался рано, вероятность, что ребенок разовьет в себе эмпатию, гораздо выше. Начинать нужно с младенчества, но желательно, чтобы к школе ребенок уже понимал, что такое сочувствие и как нужно ставить себя на место других людей.
Учителя нередко жалуются на учеников, их жестокое и неадекватное поведение, а родители ожидают, что школа решит эти проблемы. Здесь важны совместные усилия. И родители, и учителя должны показывать и рассказывать ребенку о силе доброты и отзывчивости, демонстрировать это собственными примерами.
У дошкольников процесс эмоционального воспитания имеет особое значение. Он уже не маленький ребенок и многое понимает, но еще достаточно мал, чтобы верить, воспринимать и учиться без отрицания.
• Помощь дома. Хорошо, если ребенок понимает, что мама тоже устает. А еще лучше, если это понимает и папа, сам помогает и подает пример ребенку. Важно объяснять детям, что помощь по дому необходима. Необязательно заставлять дошкольника мыть весь дом, но выделить ему некоторые обязанности можно (убирать за собой игрушки, мыть тарелку и т. д.).
• Помощь младшим. Если у ребенка есть младшие братья и сестры, это отличная возможность воспитать в нем отзывчивость. Важно учить делиться и заботиться, но напоминать, что он тоже ребенок и тоже любимый, чтобы не вызвать чувство ревности.
• Учить добрым поступками. В 3-4 года ребенку будет интересна игра «хороший поступок». Они не испытывают стеснения и искренне радуются мелочам. Можно предложить ребенку каждый день совершать что-то хорошее: подарить бабушке на лавочке цветок, угостить ребенка яблоком, отнести свою игрушку в детский дом, покормить котенка и т. д.
Если процесс воспитания был упущен, начать беседы с ребенком никогда не поздно.
3. Заключительная часть
А теперь «Блиц- опрос».
Я задаю вопрос, вы, передавая игрушку, быстро отвечаете, давая 3 ответа каждый:
- Какой ваш ребёнок.
Дайте 3 качества своему ребёнку, начиная ответ со слов: «Мой ребёнок…»
- Мой ребёнок любит (тоже 3ответа)
- Я мечтаю, что мой ребёнок станет…
- Что я ожидаю от своего ребёнка?
Вы рассказали о своих ожиданиях от ваших детей, но истина гласит:
- Ребёнок не обязан оправдывать ожидания своих родителей. Это часто ваши нереализованные желания. Ребёнка надо принять таким, какой он есть, дать ему возможность быть самим собой и идти своим путём.
Словами мудрого поэта я хочу сказать:
Ваши дети- это не Ваши дети:
Они сыновья и дочери самой жизни.
Они пришли посредством Вас, но не от Вас.
И хотя они с Вами, принадлежат они не Вам.
Вы можете дать им свою любовь, но не Ваши мысли.
Вы можете дать им кров их телам, но не душам,
Потому что души живут в завтрашнем доме,
Который Вы можете посетить даже в Ваших мечтах,
Вы можете стремиться быть такими, как они,
Но не стремиться сделать их такими, как Вы,
Потому что жизнь не движется назад
И не задерживается в завтрашнем дне.
Что бы Вам наша сегодняшняя встреча запомнилась, я хочу предложить Вам краткое руководство, где простые слова имеют глубокий смысл., которое поможет Вам в воспитании ваших детей.
- Больше говорите с ребенком обо всем - о любви, о жизни и смерти, о силе и слабости, о дружбе и предательстве.
- Отвечайте на детские вопросы, а не отмахивайтесь от них.
- Всегда поступайте так, как вам хотелось бы, чтобы делал ваш ребенок. Даже если в этот момент малыш вас не видит.
- Читайте вместе с ребенком книги, учите доброте и милосердии.
- Научите ребенка заботиться о ком-либо и получать от этого радость.
- Заведите домашнее животное и вместе с малышом заботьтесь нем постоянно.
- Пересмотрите свои отношения с родителями, научите ребенка уважительному отношению к ним.
- Ежедневно возникает немало ситуаций, когда нужно принимать решение, как себя вести. Учить ребенка проявлять доброту и отзывчивость можно ежедневно, и помнить об этом нужно всегда.
Помните!
Ребёнок ждё т от Вас: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания, доброты, заботы, похвалы, улыбки, а не внушения спасительных правил, назойливой передачи опыта, контроля за выполнением правил, диктата, управления, отвержения, осуждения, наказания, принятия за него решений.