Татьяна Шемонаева
РМО воспитателей по теме «Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Отдел образования администрации
Жердевского района Тамбовской области
Доклад
на районном методическом объединении
воспитателей ДОУ
Тема:
«Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
Докладчик:
воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»
Шемонаева Т. Г.
г. Жердевка
2020г.
Публикация «РМО воспитателей по теме „Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. Ведущая роль в организации работы с семьей традиционных форм отводится педагогам.
С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка). Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.
(слайд 2) Перед нами поставлена цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
(слайд 3) Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей мы работаем над решением следующих задач:
• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.
• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.
• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
В соответствии с ФГОС ДО работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
(слайд 4) Сегодня руководящая и организующая роль детского сада по отношению к семье характеризуется комплексом факторов:
планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
практическая помощь семье в воспитании детей;
организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
вовлечение родителей в педагогическую деятельность.
(слайд 5) Анализируя формы работы с родителями можно условно сформулировать четыре основных направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО : познавательное, информационно-аналитическое, наглядно-информационное, досуговое.
(слайд 6) I. Познавательное направление.
Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
- общие, групповые собрания;
- консультации и индивидуальные беседы;
- выставки детских работ, поделок, изготовленных вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов;
- совместные экскурсии;
- открытые НОД. Открытые просмотры очень много дают родителям : они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия;
- совместное создание предметно-развивающей среды;
-телефон доверия (номер заведующей и воспитателей есть у каждого родителя);
- утренние приветствия;
- почта доверия;
- семейные проекты (составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения).
(слайд 7) фотографии
(слайд 8) II. Информационно-аналитическое направление.
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
По данному направлению воспитателями нашего детского сада проводятся анкетирование, тестирование. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности детей, родителей и их требований к ДОУ.
(слайд 9) фотографии
(слайд 10) III. Наглядно-информационное направление.
Цель: донести до родителей любую информацию в доступной и интересной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. Детский сад начинается с раздевалки. Очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
Для реализации этого направления оформляется родительский уголок,
включающий различную информацию : нормативные документы, объявления и рекламы, папки-передвижки, игры, советы, задания, продуктивную деятельность детей (рисунки, поделки) и другой практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в детском саду.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, но она высоко эффективна для работы с родителями, если не выглядит сухо и обыденно. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.
Например:
- коллаж из детских работ не только выполненных во время НОД, но и в свободное время;
- эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл»;
- стенгазеты с фотоотчетом о проведенных мероприятиях;
- выставки детско-родительских проектов;
- ящик для предложений;
- выставка достижений «Мы гордимся» (дипломы и фотографии детей, участвовавших в конкурсах или победивших в состязаниях, занимаясь в кружках вне сада);
- почтовые ящики для Деда Мороза, для папы (на 23 февраля, для мамы (на 8 марта).
(слайд 11) фотографии
(слайд 12) IV. Досуговое направление.
Цель: устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники сотрудники нашего детского сада проводят не для родителей, а с привлечением родителей.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагогов, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению мы организуем:
- праздники и досуги с участием родителей;
- привлечение родителей к подготовке развлечений;
- знакомство детей с профессиями родителей (Гость группы – когда мама или папа приходят к детям и рассказывают о своей профессии);
- празднование Дней рождения;
- выставка семейных коллекций;
-подготовка и проведение Дней любимой игрушки, любимой книжки.
У многих есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это бережное отношение к старым вещам, при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их - это большой труд, воспитание души. Это Дни добрых дел.
Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, воспитатели убеждают их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
(слайд 14) В нашем детском саду педагогический коллектив старается использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями :
• Общее родительское собрание.
• Круглый стол по проблеме интеллектуального развития дошкольников. В нем принимают участие психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания проводятся в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ.
• Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, готовим для родителей в письменном виде показатели умственного развития детей по возрастам или предлагаем наглядный материал, на формирование памяти, внимания, воображения, мышления, а также варианты проведения дидактических игр с детьми.
• Консультации для родителей могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т. е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика консультаций разнообразная. Например, «Развитие представлений об окружающем», «Способы получения ребенком знаний», «Развитие инициативы детей», «Здоровьесберегающие» технологии и т. д. Письменные (заочные) консультации удобны тем, что у педагога есть время подготовиться к освещению проблемы, выявить потребности родителей в знаниях. Так, готовится ящичек или конвертик для вопросов родителей с изображенным на нем вопросительным знаком, в который они опускают записки с вопросами. Педагог обрабатывает «почту», готовит ответы на интересующие вопросы.
• Устные журналы. Эта форма проводится регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка» и др. ; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы дает психолог, другие специалисты. Стараемся сделать эти встречи не формальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
• Педагогические беседы с родителями. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа порой возникает стихийно по инициативе и родителей, и педагога. Беседу начинаем с общих вопросов, обязательно приводим факты, положительно характеризующие ребенка. Конечно, детально продумаем ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
• Тематические консультации организуем с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Наши педагоги стремятся дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
• В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются инновационные формы общения с родителями. Они близки и понятны нынешнему поколению родителей. Успехом пользуется демонстрация видеоотчетов с занятий, праздников, прогулок, досугов, развлечений на родительских собраниях, видеороликов из жизни детей в группе или с проведенных мероприятий, презентации образовательных программ.
• Эффективная форма работы с родителями – мастер-класс. Проводятся мастер-классы по работе с тестом, где воспитатели учат родителей делать из соленого теста удивительные вещи; по работе с пластилином, также показывают родителям технику нетрадиционного рисования, которую можно использовать в работе с детьми в домашних условиях.
• Организация семейных клубов позволяет создать ситуацию успеха для каждой семьи без исключения и сопровождается положительными эмоциями участников детско-родительского коллектива, позволяет учитывать индивидуальность каждого участника, как взрослых, так и малышей.
• Использование сайта детского сада. На сайте родители узнают о планах, о проходящих в саду мероприятиях и о жизни групп, могут найти информацию о детском саде, о реализуемых педагогическим коллективом программах, об условиях поступления в детский сад и необходимых для этого документах. Все значимые мероприятия ДОУ с участием самих родителей также освещаются на страничках. Посетители сайта могут посмотреть фото.
• Участие в совместных творческих конкурсах «Осенняя ярмарка», «Сказочный мир природы», «Мастерская Деда Мороза». Так же нашли отклики у родителей творческие мастерские с участием детей и родителей, когда родители вместе с детьми проявляют художественное творчество в продуктивных видах деятельности, делятся своим талантом с другими.
• С большим желанием проходят акции «День птиц», «День добрых дел «Наши меньшие друзья!» (изготовление кормушек)», «Накормите птиц зимой!», «Сделаем город чище».
• Организация совместных спортивных мероприятий: «Если хочешь быть здоров…», «Зимняя спартакиада», «Бравые солдаты», «Мама, папа, я – спортивная семья» направлены на формирование основ здорового образа жизни взрослых и детей, улучшает психологический климат семьи и учреждения. Многие из этих мероприятий стали традиционными для детского сада и родителей.
(слайд 15-19) фотографии
(слайд 20) Преимущества использования разнообразных форм взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны.
- Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.
- Учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка.
- Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;
• совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
• размышление родителей о тех или иных методах воспитания;
• повышение их активности в совместных мероприятиях.
Однако пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают нас.
Список использованной литературы
1. Березина В. А, Виноградова Л. И. Волжина О. И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания : Программы родительского всеобуча. С. -Пб. : Каро, 2005 .
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного ста
3. ндарта дошкольного образования».
4. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями. - М. ;Просвещение,2015.-126с.