Ирина Орлова
Проблема экологического образования подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема моего доклада «Экологическая среда».
«У маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий; так и воспитатель должен
заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к
окружающему миру. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда
ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир»
В. А. Сухомлинский
2 слайд
Публикация «Проблема экологического образования подрастающего поколения» размещена в разделах
Актуальность:
Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем.
Каждый человек должен заботливо и бережно относится к природе, сохранять её ценность и богатство. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическая среда – это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
3 слайд
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной развивающей модели воспитания и подчинена следующим принципам:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип системности – воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
- Принцип сезонности – планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
- Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип коллективизма.
- Принцип интеграции - (познавательная деятельность, развитие речи, музыкальная деятельность, изодеятельность, театрализованная деятельность) взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип креативности.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье, что обеспечивает интерес к экологическому воспитанию, мотивацию, а затем и потребность в ней.
4,5,6 слайд
Центр природы, в соответствии требованиям ФГОС в разных возрастных группах
Ранний возраст (2 -3 года)
Задачи природоведческой и экологической работы в раннем возрасте ещё не очень обширны и включают в себя:
• ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
• формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
• о растении в общем, его особенностях и частях;
• также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе.
Что должно быть в уголке:
1. 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (Фикус, Аспидистра, Аглаонема, Монстера);
2. Календарь природы
3. Кукла в сезонной одежде и обуви
4. природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья)
5. макеты овощей и фруктов
6. дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»)
7. предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко)
8. инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей
9. макеты домашних и лесных животных для усвоения знаний
10. ЛАБОРАТОРНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
зону для несложных экспериментов с песком и водой • сосуды для воды;, наборы игрушек к ним; • различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой
7 слайд
Пример центра природы
8,9 слайд
Младшая группа (3-4)
Знания детей о природе в данном возрасте значительно расширяются: их более полно знакомят с объектами и явлениями неживой природы, сезонными изменениями, животным и растительным миром. Дети усваивают классификацию животных на домашних и диких и соответствующие различия в их образе жизни, месте обитания. Даётся более обширная информация о птицах (перелётные и зимующие, формируется понятие о насекомых (муравьи, бабочки) и других представителях животного мира (ящерица, черепаха, лягушка).
Уголок природы для этого возраста содержит:
1. Это комнатные растения 4-5 видов с крупными кожистыми листьями
2. Простейшие календари природы - картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды.
3. Дидактическая кукла, одетая по сезону.
4. Наглядный иллюстративный материал: (предметные и сюжетные картиноки — в них детей знакомят с особенностями внешнего вида и образа жизни рыб, насекомых, земноводных, животных)
5. Дидактические игры («Где растет», «Кто что ест»)
6. Необходимо также оборудовать зону для несложных экспериментов с песком и водой
7. Макеты овощей и фруктов
8. Инструменты для ухода за растениями
9. природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья)
10. макеты домашних и лесных животных
10 слайд
Пример центра природы
11,12 слайд
Средняя группа (4-5)
1. В первую очередь, пополняют новыми растениями: алоэ, агавой, бегонией-рекс, аспарагусом, душистой геранью. Растения подбираются с таким расчётом, чтобы у них были различного типа листья, а детей учат, как ухаживать за каждым из них
2. Календарь природы в средней группе служит не только для обозначения времени года, но и состояния погоды в текущий день (Также наблюдения за погодой можно зафиксировать на расчерченной на пять квадратов (по количеству рабочих дней недели) полоске бумаги. Каждый день от понедельника до пятницы обозначают определённым цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число детям средней группы не озвучивают, но называют дни недели.
3. Макеты леса, поля, луга, водо ма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).
4. Календарь наблюдений на погодой и живыми объектами
5. Дидактические игры природоведческого содержания («Вершки, корешки», «Кто что любит» и т. д)
6. Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в
зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы»,
«Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные»,
«Животные уголка природы»;
7. Макеты и изображения овощей и фруктов
8. природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья)
9. Прекрасным средством экологического воспитания начиная со средней группы может стать лэпбук
10. Обязательным для этого возраста является разнообразное оборудование для экспериментальной деятельности и опытов (
• растворимые и нерастворимые в воде материалы (песок, глина, соль, сахар, крупы);
• предметы, которые плавают и тонут (камни, ракушки, бумага, жёлуди, сухие листья);
• увеличительные стёкла, магниты.
11. Забавным и вызывающим массу положительных эмоций дополнением уголка станет сказочный герой, игрушка в виде гнома, феи, лесовичка
13 слайд
Пример центра природы
14,15,16 слайд
Старшая и подготовительная к школе группы
1. Уголок дежурств по природе
2. Календари и дневники наблюдений
3. Кроме общего календаря, где дети уже самостоятельно рисуют значки, изображающие состояние погоды, в старшей и подготовительной группе могут вводиться и другие формы работы по закреплению знаний о природе: сезонные дневники наблюдений за природой; календари наблюдений за птицами, ростом растений; индивидуальные календари.
4. Комнатные растения (традесканция, вьющийся плющ, примула
5. Карточки явления неживой природы (иней, морозные узоры, звёздное небо, извержение вулкана, гроза);
6. Карточки пейзажов различных климатических зон, таких как тропический лес, пустыня, льды Арктики
7. увеличенные изображения маленьких живых существ (улитка, муравей, божья коровка
8. фотографии экзотических животных с детёнышами
9. фотоальбомы природа моего края
10. дидактические игры («Пищевые цепочки в лесу», «Кто где живёт?», что в корзинку мы берем)
11. Обрудование для экспериментирования и опытов
12. Литература для уголка природы Старшие дошкольники увлечённо изучают детские энциклопедии, познавательную литературу. Будет совсем не лишним разместить несколько детских энциклопедий природоведческого направления. Можно также включить художественные произведения о природе и животных
13. Макеты овощей и фруктов
14. инструменты для ухода за растениями
15. лэпбук
16. Макеты различных климатических зон (с животными, птицами, насекомыми и т. д)
17 слайд
Пример центра природы
18, 19, 20, 21слайд
Временные обитатели центра природы - это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени
Осень
Осень Зима Весна Лето
Букеты осенних цветов в вазах;
Цветущие растения цветника (астры, хризантемы, бархатцы)
Поделки детей из природного материала (старший возраст) Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т. д)
Экибаны, поделки детей -Ящики с рассадой;
Букеты разноцветущих растений (верба, цветы) букеты цветов
в вазах
22 слайд
Заключение
В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Экологическая среда играет значительную роль в жизни и развитии ребенка. Среда должна соответствовать правилам охраны жизни и здоровья дошкольников, требованиям гигиены и эстетики, отвечать анатомо-физеологическим особенностям детей, являться многофункциональной, практичной, экономичной, доступной и привлекательной для них.
Спасибо за внимание!