Дарья Бугрова
Организация логопедической работы с ребенком, обучающимся на дому
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.
Работа над речевой системой в целом
Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный)
Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи)
Длительное закрепление направленных речевых навыков
Частый повтор упражнений с элементами новизны
Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость)
Публикация «Организация логопедической работы с ребенком, обучающимся на дому» размещена в разделах
Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение)
Конкретность и доступность заданий
Умеренный темп работы
Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность)
Основные направления работы учителя-логопеда в школе — это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у школьников. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
Основными направлениями логопедической работы является :
- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
- диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
- диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
- коррекция нарушений чтения и письма;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов.
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
В школе учитель-логопед осуществляет логопедическую помощь ученикам, а именно:
Обследование речи обучающихся начальных классов с целью определения структуры и степени выраженности имеющихся у них дефекта;
комплектование групп для занятий с учетом психофизического состояния воспитанников;
составление программы коррекционной работы;
проведение индивидуальных и групповых занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, используя современные образовательные технологии;
реализация образовательных программ.
Свою деятельность школьного логопеда по исправлению фонетико-фонематической несформированности речи осуществляю в следующих направлениях:
Исправление устной речи.
Профилактика отклонений письменной речи.
Коррекция нарушений письменной речи.
Исправление устной речи.
Логопедические занятия по коррекции и развитию разных сторон речи:
а) групповые.
Эти занятия всегда включают в себя организационный момент, определение темы занятия. Как отдельный элемент в начале урока выступает артикуляционная гимнастика, при проведении которой используются зеркала. Упражнения с органами говорения помогают четкой артикуляции звуков. В основной части проводятся задания по обогащению лексического запаса введением прилагательных, синонимичных глаголов, работа по картинкам стимулирует детей к говорению, развитию связной речи. Важной частью логопедического занятия является развитие фонематического слуха, формируется навык находить заданный звук в слове, определять позицию определенного звука в начале, середине или конце слова. Дети дифференцируют понятия «звук» и «буква». Идет постоянная тренировка в различении гласных и согласных. Ценность логопедического занятия заключается в развитии мелкой моторики руки, что способствует успешной коррекции речевых нарушений (работа со счетными палочками, пальчиковые гимнастики, упражнения с ниточками, веревочками, крупой, пазлами.)
Обязательно включаю в работу физкультминутки, представляющие собой какие – либо действия с проговариванием в форме четверостиший, считалок, чистоговорок, позволяющие детям абстрагироваться от зубрежки и сделать процесс запоминания увлекательным и интересным. В итоговой части делаю вывод по проделанной работе, уточняю, что понравилось, больше всего запомнилось, а так же прогнозировать тему следующего занятия, нацеливаю на предстоящую работу.
б) индивидуальные.
Эти занятия провожу с целью исправления у детей имеющихся нарушений звукопроизношения и условно подразделяются на занятия по:
1. постановке звука (постановка звука может осуществляться по подражанию, так как механически я не имею права это делать.
2. автоматизации звука (сначала учу произносить звук изолированно, потом в слогах, словах и предложениях);
дифференциации звука – это введение звука в речь.
Деятельность по развитию фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза.
Данную деятельность осуществляю благодаря специальным упражнениям и заданиям.
Например:
Различать первый и последний звук в слове, определить место для звука в слове;
Придумать слова на предлагаемые определённые звуки.
Выбрать концовку слова (для этого ребенку дается один или два звука, а он должен выбрать подходящий).
Делить слова по слогам (с использованием «прохлопыванию» слогов).
Добавить в начале или в конце слова не хватающих слогов.
Выделить звуки из слова.
Уметь подобрать слова с определенным количеством звуков.
«Какой звук убежал?» (крот — кот, рот; лампа - лапа, и т. д.
Профилактика отклонений письменной речи.
Любые, даже самые незначительные нарушения речи необходимо незамедлительно корректировать. Не менее важно расширять словарный запас ребенка, формировать связную речь (научить детей разным видам пересказа, составлению рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. д., развитие мелкой моторики с использованием массажа, пальчиковых игр, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином; развитие тактильных ощущений. Подготовку к обучению грамоте : знакомство с понятиями предложение, слово, слог, буква, звук. Это поможет сформировать базу для овладения школьными знаниями.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ
Эти упражнения вполне подходят для детей любого возраста.
Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т. д.
Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.
Коррекция нарушений письменной речи.
1. АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.
СИМПТОМЫ: проявляется в заменах букв, соответствующих близким звукам: свистящие, шипящие, звонкие, глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Кроме того, проявляется в неправильных обозначениях мягкости на письме (ПИСМО ЛУБИТ, в смешениях лабиализованных гласных даже в ударном положении (ТУЧА — ТОЧА, ЛЕС — ЛИС).