Габитова Елена Валерьевна
Творческая мастерская как способ организации совместной деятельности родителей с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педагог стремиться научить своих воспитанников, прежде всего тому, что умеет и любит делать сам. В своей педагогической деятельности художественно-эстетическому направлению я уделяю особое внимание. Очень часто мы сталкиваемся с такой проблемой, что дети боятся рисовать, потому что им кажется, что у них не получиться. От этого у ребёнка пропадает интерес к изобразительной деятельности, а чтобы его повысить, необходимо облегчить навыки рисования. Эту проблему помогает решить использование нетрадиционных техник. Овладение нетрадиционными техниками доставляет детям истинную радость, если оно строится с учётом специфики деятельности и возраста детей. Существует много нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро и легко достичь желаемого результата.
Публикация «Творческая мастерская как способ организации совместной деятельности родителей с детьми» размещена в разделах
Для работы в данном направлении возникла необходимость поиска использования новых форм организации детской деятельности, так как в процессе только непосредственной образовательной деятельности все задачи решить сложно.
Поэтому, мне хотелось бы поделиться, опытом организации «Творческой мастерской» по нетрадиционной изобразительной деятельности и художественному труду.
Данная форма организации соответствует основным принципам ФГОС, так как способствует сотрудничеству детей и взрослых, взаимодействию с культурой и окружающим миром, формированию познавательных интересов и познавательных действий ребёнка.
Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Формировать интерес к процессу и результату совместной деятельности, умение согласовывать свои действия путём создания творческих ситуаций;
2. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка;
3. Развивать творческие и дизайнерские способности в процессе ознакомления
детей и родителей с различными художественными техниками и их возможностями;
4. Воспитывать эстетическое отношение к радости и удовольствие от творческой работы.
Особенность «творческой мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет. Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Участие в творческих мастерских дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Принципы и правила ведения мастерской :
- Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской;
- Право каждого на ошибку;
- Безоценочная деятельность;
- Предоставление свободы;
-Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях.
- Диалоговость, как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества;
- Организация и перестройка реального пространства.
Работа по нетрадиционной изобразительной деятельности была начата мною в сентябре. Со своими воспитанниками сначала мы освоили самые простые техники (пальчиковая живопись, печатания разными предметами). По мере накопления детьми чувственного опыта техники усложнялись. Мы занимались тестопластикой, разными видами аппликации (из круп, семян, ниток, рваной бумаги и т. д., начали осваивать пластилинографию.
Занятия в творческой мастерской мы проводим один раз в неделю во второй половине дня. Участие детей основывается на желании. Детям очень нравиться заниматься творческой деятельностью и желание проявляют практически все, даже не самые уверенные и активные. Строгих временных ограничений работы творческой мастерской тоже нет. Ведь можно закончить работу быстро (в зависимости от сложности, а иногда требуется больше времени. Главное, чтобы у детей сохранялся интерес.
Основным условием успешной работы «Творческой мастерской» является творческое отношение к работе самого педагога: выдумка, творческая фантазия, умение вдохновить детей на новые достижения в творчестве.
Педагогу нужно уметь:
- Не мешать ребенку творить;
- Быть рядом с ним в этом процессе;
- Принять и понять его позицию;
- Довериться ребенку в минуты творческого поиска, так как он сам чувствует и знает, что ему нужно;
- Самому быть творцом;
- Бережно относиться к результатам детского творческого труда.
Использование данной формы работы позволило получить следующие результаты. Организация «творческой мастерской» помогла установить более тесный творческий и эмоциональный контакт с родителями. Приходя за ребёнком, многие родители не просто ждут, когда он закончит работу, а заинтересованно наблюдают и даже сами участвуют в творческом процессе. Кроме этого мы проводим мастер-классы для родителей, чтобы привлечь их к творческой деятельности. Они с удовольствием осваивают различные техники вместе с детьми, использовали их в изготовлении поделок для выставки «Осенняя фантазия».
Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому. Получая квалифицированную помощь педагога в развитии творческого потенциала детей, родители пропагандируют положительный опыт общественного и семейного воспитания.
Занятия в творческой мастерской способствовали успешной стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности, развитию коммуникативных качеств. Ведь детям необходимо общаться, задавать вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с другими детьми и воспитателем.
Огромную роль работа в мастерской оказывает на развитие ручной умелости, которой так не хватает современным детям. Дети стали лучше и увереннее рисовать, лепить, работать с бумагой, выполнять трудовые поручения, способствовала положительной динамике эффективности педагогических воздействий и индивидуального развития по художественно-эстетическому направлению. Творческий процесс - это настоящее чудо. Это подтверждают наблюдения за тем, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
«Творческая мастерская» - это современная, эффективная, вариативная форма организации детской деятельности, позволяющая раскрыть творческий потенциал ребёнка. Изучив и поняв суть данной формы, каждый педагог может применять её в любой творческой деятельности.