МААМ-картинки

Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества». Истоки народного творчества в ДОУ

Анна Сохань
Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества». Истоки народного творчества в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда

центр развития ребенка детский сад № 47

Доклад

На научно-практической конференции

«У истоков творчества»

Истоки народного творчества в ДОУ.

Докладчик : воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №47 Сохань А. А.

Содержание:

Актуальность проблемы___3

I. Роль музея в детском саду___5-8

• Музей «Русская изба»

Публикация «Доклад на научно-практической конференции „У истоков творчества“, Истоки народного творчества в ДОУ» размещена в разделах

• Мини-музей «Народные промыслы»

• Музей «Моя родина - Россия»

• Музей «Керамика»

II. Бесплатные кружки как средство приобщения к народному творчеству___

III. Творческая мастерская как средство приобщения детей к национальной культуре. Компьютерный кружок «Фантазёры»._9-11

Заключение___12

Список литературы___13

Актуальность проблемы.

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное.

Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, так как его назначение в широком социальном смысле — передача накопленного опыта от старшего поколения младшему. Задача формирования духовного опыта и ценностей может осуществляться посредством приобщение детей к культуре, быту, традициям своего народа, как известно, издавна детей в семье приучали к почитанию старших, прививали такие качества, как честность, забота о ближнем, любовь к труду. Обращение к своим истокам сегодня является залогом развития и укрепления будущего, так как именно современные дети в большей степени подвержены негативным социальным влияниям, происходящим в нашем обществе.

Приобщение к культурно-историческому наследию должно начинаться с познания своего края, малой родины. Источником «живой» культуры, в настоящее время выступает музей, в котором собраны подлинные предметы старины, коллекции, исторические документы, выстроены содержательные экспозиции, все это создает особую атмосферу погружения в прошлое, дает возможность изведать тайны своей земли, понять, прочувствовать, пережить историю своего народа. Только человек, знающий свое прошлое, лучше ценит и настоящее. / Чумакова Н. Ю. Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 441-443./

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

В нашем дошкольном образовательном учреждении функционирует система мини-музеев на протяжении многих лет. Некоторые из них действуют на базе всего учреждения, и закреплены за определённой группой.

В 2014-2015 учебном году 9 педагогов нашего учреждения приняли участие в городском конкурсе мини-музеев «Когда музей рядом», организованным «Калининградской художественной галереей». Двое из них вышли вышли во второй тур конкурса. Педагог средней группы «Гномики» - Ильинская Марина Геннадьевна стала лауреатом II степени в номинации «Методическая разработка занятия на базе музея». Наше дошкольное образовательное учреждение получило диплом II степени. Мы активно привлекаем к совместной деятельности не только наших воспитанников, но и их родителей, они являются активными участниками всех наших проектов.

Ряд музеев и мини-музеев посвящены народному творчеству и народным промыслам. В данном докладе описана роль музея к приобщению детей к народным истокам. Далее мы рассмотрим роль музея в формировании представлений о богатстве и разнообразии нашей культуры. В течении учебного года дети посещают все музеи. Педагогами создан цикл занятий по ознакомлению с содержанием музеев. Оформлены фотоальбомы музейных экспозиций и занятий с детьми, созданы паспорта музеев.

I. Роль музея в детском саду.

• Музей «Русская изба»

На базе музея «Русская изба», проводятся занятия по развитию речи, народному творчеству. Целью создания этого музея было приобщение детей к национальной культуре. Одной из задач нашего музея является ознакомление и приобщение к культуре через создание своего творения. Дети изготавливают и расписывают предметы быта, вместе с воспитателями и родителями реставрируют и полоняют музей новыми экспонатами. Приобщаясь тем самым к народному творчеству. Только через собственный опыт ребенок может осознать ценность культуры как таковой. Создание в детском саду музея русской избы, который выполняет функцию демонстрации предметов народного быта, наиболее полно соответствует целям формирования знаний детей о культуре и быте русского народа. Мини-музей «Русская изба» помогает разнообразить предметную среду детского сада, развить познавательную деятельность и обогатить духовно-нравственное восприятие детей, расширить представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, жившими ранее, живущими сейчас, рядом. Не мало важно, что и родители со своим ребенком возвращаются к истокам народного творчества, пополняя наш музей экспонатами.

Собранные экспонаты служат в качестве методического материала для разных видов деятельности – для занятий по развитию речи, аппликации, рисованию, лепке, ручному труду, театральной деятельности и музыкальных занятий. Занятия, которые проводятся, в избе дают, возможность детям соприкоснуться как можно ближе с бытом и жизнью своего народа, понять смысл сказок и потешек, пословиц и поговорок, воочию увидеть много интересного.

Музей русской избы дает возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, но и практически его освоить. Например, веретено дает возможность попробовать прясть; ухват - правильно вынуть чугун из печки. Или сундук, у детей есть возможность не только узнать что такое сундук, но и посмотреть что внутри него, примерить наряды. У детей зарождается устойчивый интерес к музеям, экскурсиям, выставкам. Сравнивая, они осваивают взаимосвязи между предметами. Речевая активность детей стимулирует активность познания и наоборот. У них появляются элементы эстетических оценок. На базе нашего музея проводятся разнообразные интегрированные занятия. Это позволяет детям воссоздать картину жизненного уклада наших предков. Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Наш детский сад использует разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр мы используем такие виды работы, как:

• заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;

• выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

• Мини-музей «Народные промыслы»

Народное искусство – это живой, целостный художественный организм, несущий единый образ мира. Глубокое и систематическое изучение культуры русского народа, раскрытие его воспитательного потенциала остаются одной из важных и актуальных задач. В группе «Солнышко» создали музей, который позволяет раскрыть созидательную роль русского народа, обозначить место декоративно – прикладного искусства в его духовной культуре и создали мини - музей «Народные помыслы». Ребенок развивается в активной

деятельности, он стремится к ней, и чем полнее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка, тем успешнее едет его развитие, реализуются потенциальные возможности. Народное искусство близко по своей природе творчеству ребенка непосредственностью, эмоциональностью, связью с природой, условностью, образами, оно помогает связать воедино такие области познавательного пространства, как: детская художественная литература, фольклор, поэзия и изобразительное искусство.

В настоящее время в Калининграде органично сочетаются современные промыслы культуры (изделия из глины, стекла, янтаря, керамики, основанные на художественно - исторических традициях нашего региона. И народно – прикладное творчество издавна известных мастеров великой России (городецкая, жостовская и хохломская роспись, гжель, изделия из бересты, соломки и лыка, дымковская игрушка, матрешка и др.) Многие изделия этих народных промыслов представлены в нашем мини – музее. Дети и их родители вовлечены в процесс создания музея с первых дней. Мини - музей не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом и не огорожены. Он доступен, здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе. Игрушки, матрешки, свистульки, посуда – все собрано и до сих пор пополняется благодаря родителям наших воспитанников, знакомым, родным и близким людям, всем, кто не остался равнодушным. «Народные промыслы» знакомит детей с видами народного творчества : росписи (гжель, хохлома, городецкая, итп, народная игрушка, народный текстиль. На базе этого музея существует бесплатный кружок «Очумелые ручки» со своей программой, где дети мастерят и расписывают свои декоративные работы, приобщаясь к народным истокам.

• Музей «Моя родина - Россия»

Музей «Моя родина - Россия» - это музей совместного творчества взрослого и ребёнка. Музей расположен в отдельном помещении на базе младшей группы. Цель создания музея - это прежде всего знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян. В данном музее представлены объемные композиции истории русского быта из керамики. В лепке на первое место выступает объемная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребенке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов.

Декоративно- прикладное искусство является частью культуры России, а сохранение национального культурного достояния, его развитие и переосмысление с позиции нового времени, сохранение и почитание народных традиций является неотъемлемой частью воспитания высоконравственной личности. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые необычные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса.

Образцы народного прикладного искусства, таким образом, служат хорошей основой в художественном развитии детей дошкольного возраста. Об этом свидетельствует увлеченность детей работой, повышение их творческой активности, инициативы и самодеятельности, повышение художественного качества декоративных работ, созданных детьми, как результат влияния народного прикладного искусства.

• Музей «Керамика»

Необходимость создания этого музея определила работа кружка «Керамика». Для него выделено специальное помещение. Музей состоит целиком из поделок детей. Дети размещают свои декоративные поделки. Таким образом ребенок может почувствовать себя и творцом и созидателем.

II.Бесплатные кружки как средство приобщения к народному творчеству.

Кружок «Керамика», стал неотъемлемой частью приобщения детей к народному творчеству. В ходе выполнения тематических творческих заданий дети приобретают уверенность в том, что они могут от начала и до конца (от подготовки материала к работе, выполнения лепки, росписи) и выполнять красивые и необходимые вещи: предметы для оформления детского сада, сувениры, украшения и т. д. Ярко проявляются при этом индивидуальные творческие склонности детей : одни дети хорошо передают декоративность цвета, красочность работ, другие создают выразительные композиции, третьи проявляют склонность к росписи, некоторых увлекает возможность участия в оформлении интерьера, выставок. Кружок посещают дети 4-7 лет.

Ознакомление с новыми, более современными, материалами такими как «Керапласт», «Пластика» и техническими приемами их использования вносит необходимую новизну в творчество детей, способствует развитию их инициативы и самостоятельности в работе.

В процессе изучения программы дети осваивают три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Знакомятся с различными видами росписи, учатся трудолюбию. «Керамика» способствует развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном декоративном и художественном творчестве, активизирует самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

В наш век компьютеризации ребенку совсем не помешает иметь представление об играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Для проведения данной работы необходима подборка народных игр : подвижных, хороводных, словесных. Вот поэтому в нашем детском саду есть бесплатный кружок «Весёлые удальцы», который знакомит детей с играми,традициями, обрядами, праздниками и бытом нашего народа. Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру. В программе кружка предусмотенно не только закомство с русскими народными играми, но и посещение музеев,беседы,рассматривание иллюстраций (одежды, предметов быта, предметов народных промыслов,музыкальных инструментов)

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания, сохраняющая свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию ребёнка. Издревле в них ярко отражались образы людей, быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей, помогают раскрыться «зажатым» и неуверенным в себе детям, с помощью народных мелодий и движений можно снять негатив, страхи, боязнь, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыки, костюмы, шапочки зверей, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.

III. Творческая мастерская как средство приобщения детей к культуре.

В нашем детском саду ведётся грандиозная работа по приобщению детей к народному творчеству. На базе музеев созданы творческие мастерские, где ребенок в рамках программы осуществляет художественную деятельность. Народное творчество – это историческая основа художественной культуры знакомясь с которой ребенок познает что есть культура.

Цель творческой мастерской :

1. Создание условий для усвоения дошкольниками опыта общественной жизни, активного познания социальной действительности.

2. Создание условий для усвоения дошкольниками опыта общественной жизни, активного познания социальной действительности.

Задачи творческой мастерской :

Образовательные задачи:

- Расширять представления детей об окружающем мире: родном крае, стране, культуре, природе; обогащать и активировать словарный запас.

Развивающие задачи:

- Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.

- Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

- Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.

- Поощрять стремление детей самостоятельно использовать разные материалы и техники.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за своих земляков.

Воспитывать чувство коллективизма, дружеские взаимоотношения.

Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

Помимо классических творческих мастерских в нашем саду функционирует компьютерная мастерская. На базе бесплатного кружка «фантазёры», который ведется в старших и подготовительных группах, есть

раздел творческая мастерская, где дети при помощи новых технологий «расписывают» предметы в определенной технике.

Целью данной программы является расширение возможностей использования современных информационных компьютерных технологий в практике работы ДОУ; внедрение мультимедийной формы дидактических, методических, игровых пособий для развития и обучения детей дошкольного возраста в организованной деятельности под руководством взрослого.

Наш детский сад работает по программе Н. Веракса «От рождения до школы». В данную программу включено ознакомление с народным творчеством. Наши дети помимо знакомства с творчеством при помощи музея, разнообразных кружков знакомятся с истоками народного творчества и через компьютер. В наш технологический век очень важно научить ребенка грамотно владеть компьютерными технологиями, приобщать их к национальной культуре.

Заключение.

Таким образом, приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Соприкосновение с народным творчеством и традициями, участие в создании рисунка, поделки духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории, культуре. Ознакомление детей с народной декоративной росписью позволяет увлечь их национальным изобразительным искусством. Знакомство с изобразительным искусством происходит как в «Творческой мастерской», так и в музее «Русская изба». Теоретические знания детей, полученные в данном направлении, всегда закрепляются с детьми на практике. Своими руками дети изготавливают куклы-обереги, игрушки, амулеты, расписывают поделки из папье-маше, вместе делают игрушки из соленого теста, из природного материала.

Результаты проводимой работы положительные. У детей появился живой интерес к русской народной культуре; они знают много потешек, закличек, сказок и с удовольствием их читают, пересказывают. Наши дети играют в русские народные игры, водят хороводы, участвуют в развлечениях, посвященных народным праздникам и традициям.

Список литературы:

Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. - Волгоград,2008.

Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2008.

Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2007.

Пугачева Н. В., Есаулова Н. А., Потапова Н. Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М. ; Педагогическое общество России, 2007.

Пугачева Н. В., ЕсауловаН. А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению вДОУ. Учебно-методическое пособие-М. 2007.

Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. - М. : Айрисс-пресс, 2006.

Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

Прохорова С. П. Система мини-музеев как составляющая развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. // Заведующий детским садом. – 2015.-№1

Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

Публикации по теме:

Ярмарка детского народного творчества «Уральский хоровод»Ярмарка детского народного творчества «Уральский хоровод» 30 ноября в Красноуфимском педагогическом колледже прошла Ярмарка детского народного творчества «Уральский хоровод» в рамках Территориального.

Фотоотчет «Уголок русского народного прикладного творчества»Фотоотчет «Уголок русского народного прикладного творчества» При осуществлении проекта по нравственно-патриотическому воспитанию "Русское народное творчество - основа формирования патриотических чувств.

Музей народного творчестваМузей народного творчества Цели создания музея: познакомить детей с народными промыслами, углублять и расширять знания о культуре русского народа, воспитывать уважение.

Патриотическое воспитание посредством устного народного творчестваПатриотическое воспитание посредством устного народного творчества Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

План-конспект мастер-класса для научно практической конференции. Этнокультурное воспитание и обучение детей дошкольного Мастер – класс для воспитателей «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через удмуртские подвижные игры». Цель: Систематизировать.

Проект «Богатство русского народного творчества» Проект для средней группы «Богатство русского народного творчества» Тип проекта: познавательно - патриотический, творческий, краткосрочный,.

Сценарий научно-практической конференции «Шажок в будущее» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сардана» МО «АР 678930, РС (Я) Алданский район, с.

Уголок народного творчества в группе.Уголок народного творчества в группе. Детство- период расцвета в жизни человека. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить.

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника. Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества». Истоки народного творчества в ДОУ
Опубликовано: 14 января 2017 в 19:45
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад на научно-практической конференции «У истоков творчества». Истоки народного творчества в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Сохань в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД