Виктория Маишева
Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта?
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Что должно измениться в работе педагога дошкольного образо-вания с введением федерального образовательного стандарта?
Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких каче-ственных изменений. В новом Федеральном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) изменены содержание и структура образования в це-лом. Целью дошкольного образования становится не накопление конкрет-ных знаний и отдельных умений, а формирование универсальной учебной деятельности и, на их основе, усвоения базовых знаний, а главное – умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соот-ветствии с условиями быстро меняющего мира.
Публикация «Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта?» размещена в разделах
Другими словами, современный дошкольник не только должен усва-ивать определенный объем знаний, но и учится сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными ви-дами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности.
В системе дошкольного образования России за последние годы про-изошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значи-мость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образова-тельную среду дошкольного учреждения.
Необходим единый подход к пониманию профессиональных компе-тенций педагога дошкольного образования, к определению содержания, эффективных методов и форм организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагога, обеспечивающих его готовность к ре-ализации ООП в соответствии с ФГОС ДО.
Миссия и цель ФГОС дошкольного образования в сохранении спе-цифики дошкольного образования. Здесь уместно обсуждение вопроса о взаимосвязи специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых Профессиональным стандартом пе-дагога. Профессиональные запросы педагогов обусловлены требованиями, предъявляемыми к содержанию образовательного процесса в системе до-школьного образования в контексте введения ФГОС.
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Основные затрудне-ния педагогических работников на этапе введения ФГОС ДО :
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации систем-но- деятельностного подхода;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведе-ния занятий, необходимость отказа методических разработок, накопив-шихся за многие годы;
- отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работ-ников к планированию и организации образовательного процесса в до-школьном воспитании в соответствии с требованиями ФГОС;
- традиционный подход руководителей ОУ к анализу занятия и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности вос-питателя;
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Нельзя не затронуть и актуальные вопросы, связанные с профессио-нальной подготовкой кадров для детских садов в связи с введением ФГОС дошкольного образования [4, с. 35]. Сейчас уже является очевидным тот факт, что стандарты подготовки воспитателей совершенно не соотносятся со стандартами дошкольного образования. Требуется глубокая и деталь-ная работа в этом направлении.
Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога до-школьного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога, его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности. Современные дети более активны, по-движны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспи-тателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям, ак-тивным, компетентным.
Новое время диктует новые условия, которые не всегда с энтузиаз-мом воспринимаются большинством воспитателей. Спектр проблем, стоя-щих перед современным воспитателем, настолько широк, что от него тре-буется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людь-ми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществ-лять собственную образовательную деятельность, обеспечивая конкурен-тоспособность и успешность. Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчи-тано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию твор-ческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педа-гогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость. Воспитатель сегодня должен :
- уметь и хотеть самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их в практике работы с дошкольниками;
- уметь грамотно работать с информацией, критически мыслить, пе-рерабатывать приобретённые идеи и воплощать их в свою работу;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях.
Так, современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетен-ций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функ-ций. Педагогу, не владеющему определенными профессиональными ком-петенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели, осу-ществлять свою образовательную деятельность на высоком профессио-нальном уровне [4, с. 57].
Таким образом, на наш взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициатив-ный, широко образованный, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести ма-териал, интересно организовать педагогическую работу, предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.
Другими словами, должно измениться отношение воспитателя к ре-бенку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно, при этом, учитывается возраст детей и необходимая бескон-фликтная коррекция и воспитание.
Список использованной литературы
1. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на эта-пе введения ФГОС ДО / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспита-теля. – 2014. – № 4. – С. 4-8.
2. Виноградова, Н. А. Неопределенности и противоречия стандарта дошкольного образования : на пути к разработке методических ре-комендаций по его внедрению / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева // Современный детский сад. – 2013. – № 8. – С. 4-10.
3. Официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» : Элек-тронный ресурс: Режим доступа: www.firo.ru.
4. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС / Ред., сост. : И. А. Бурлакова, Г. В. Дон, Т. Л. Кузьмишина. – М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с.