Наталья Шатохина
Инклюзивное образование в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Инклюзивное образование в ДОУ
МКДОУ «Студенокский детский сад»
Железногорского района
Курской области
Доклад на августовской конференции
Доклад на тему:
«Инклюзивное образование в ДОУ»
Выполнила: воспитатель Шатохина Н. В.
2019 г.
Публикация «Инклюзивное образование в ДОУ» размещена в разделах
В 80 –е годы прошлого века в США вводится термин, обозначающий ситуацию активного участия каждого ребенка в современном обучении,inclusion. Благодаря международному законодательству этот термин получил быстрое распространение. В 1994 году Саломанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями вводит международный обиход термин «инклюзия» и провозглашает принцип инклюзивного образования. Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях. Некоторые из этих направлений уже достаточно детально проработаны и используются на продолжении многих десятилетий, так, например, система специального обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в различных учреждениях. Но на сегодняшний день остро встал вопрос об альтернативных закрытому специальному образованию вариантах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Под необходимостью создания этих альтернативных направлений подразумевается предоставление детям с особенностями развития большего количества возможностей для социализации, для приобретения чувства собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Как одно из альтернативных направлений развития системы специального обучения и воспитания, можно назвать введение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в массовые группы организаций образования. Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого и более перспективного направления – инклюзии.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем обучающимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива дошкольной организации, школы и др. Достичь своей цели инклюзивное образование сможет только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до общего и профессионального образования. Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
(Ст. 2, п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
(Ст. 2, п. 27, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
Под ограничением возможностей здоровья (ОВЗ) понимается любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и иных факторах. В зависимости от степени возможности компенсации или восстановления ограничение возможностей здоровья может быть временным или постоянным.
• Ребенок - инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством (физических и психических) функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты. Признание ребенка инвалидом осуществляется учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (бюро МСЭ) по месту жительства, где и дается комплексная оценка состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид-
не тождественные понятия
• Во многих случаях ребенок с ОВЗ признается учреждениями медико-социальной экспертизы также и ребенком-инвалидом, однако далеко не все дети с ОВЗ таковыми являются.
• Вместе с тем отдельные категории детей-инвалидов не являются детьми с ОВЗ в том случае, если им не требуются специальные образовательные условия (дети с сахарным диабетом, инвалиды по болезням печени, почек, легких и др.).
Если говорить о нормативно-правовой базе, то положения об инклюзивном образовании закреплены в таких документах как:
Конституция РФ
Конвенция о правах ребенка
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995)
• Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – (инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей).
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании» • Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
• Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).
Во ФГОС ДО говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Основную образовательную Программу ДО, если планируется её освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
• обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
• освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями, должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей (п. 2.11.2 ФГОС).
Задачами ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ можно считать:
• охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия);
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
• формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Организация инклюзивного образования строится на принципах : Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, при участии старшего воспитателя, работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.
• профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
• организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;
• организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.
Основные направления работы педагогического коллектива в инклюзивной группе :
• диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
• комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута;
• разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение адаптированной образовательной программой ребенком с ОВЗ;
• разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
• организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.
Организация предметно-развивающей среды
• Среда должна быть безопасной.
• Среда должна быть комфортной и уютной.
• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами.
•Развивающая среда группы должна быть вариативной
•Среда должна быть информативной.
•Среда должна постоянно обновляться
Формы реализации содержания инклюзивного образования :
• Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком.
• Фронтальные формы организации активности детей. На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:
1. позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента.);
2. разнообразные формы организации учебного процесса (НОД) : занятие – сказка; занятие – путешествие по станциям, по островам страны Математики; занятие – игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие – экскурсия и др.
3. многофункциональные средства обучения: рамки-вкладыши, дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, электро-викторины, игрушки-головоломки;
4. наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка; карта для путешествия, поющий медвежонок - сапожок, внутри которого спрятаны задания и призы, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);
5. использование игр по развитию коммуникативных навыков, в которых проигрываются различные социальные ситуации;
6. смена обстановки, использование физкультминуток, чередование видов деятельности (игровых и собственно учебных заданий, вербальных и подкрепленных наглядностью и т. д.);
7. использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность);
8. эффективная система оценивания детей, которая помогает ребятам полюбить занятия и приучиться трудиться:
создание ситуации успеха для повышения авторитета ребёнка,
использование приема «мгновенного самоконтроля»;
сравнение успеха не с успехами других, а с его прежними результатами; система поощрения детей на занятиях.
• Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.
• Праздники, экскурсии, конкурсы, важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада
. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
Перечень примерных адаптированных программ на основе ФГОС ДО для детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ
для глухих детей;
для слабослышащих детей;
для слепых детей;
для слабовидящих детей (с амблиопией, косоглазием);
для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, заиканием);
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
для детей с задержкой психического развития;
для детей с умственной отсталостью (легкой, умеренной, тяжелой);
для детей с расстройствами аутистического спектра.
Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в дошкольных образовательных организациях любого вида, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе: компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья);
комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
оздоровительной направленности - для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий.
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (статья 55).
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Статус ребенка с ОВЗ (наличие у ребенка особых образовательных потребностей) устанавливается только в ПМПК. Документом является заключение ПМПК, которое выдается образовательной организации при письменном согласии родителей (законных представителей). Право прохождения ПМПК у родителеq (законных представителей, а право исполнять заключение у образовательной организации.
Еще одно нововведение – это прописывание всем детям с ОВЗ тьюторского сопровождения. И здесь очень важно понимать, что это не означает, что к каждому ребенку с ОВЗ мы должны приставить отдельного человека. Чтобы разобраться в этом вопросе необходимо обратиться к профессиональному стандарту "Специалист в области воспитания" (тьюторское сопровождение обучающихся) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2017 N 45406) Согласно новым профстандартам, тьюторское сопровождение – это:
• Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
• Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
• Организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Естественно, что для организации работы с ребёнком с ОВЗ необходим определенный пакет документов. Что же это за документы? На каждого ребенка заводится папка, в которой находятся:
- Ксерокопия заключения ПМПК (оригинал заключения предоставляется родителями в образовательную организацию (документация ППк)
- Общие сведения о ребенке
- Психолого-педагогическая характеристика
- Индивидуальные особенности ребенка (результаты психолого-педагогического обследования, мониторинга развития)
- Индивидуальный образовательный маршрут
- Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционноразвивающей и образовательной деятельности
- Специальные условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ/ребёнка-инвалида в ДО (программно-методическое обеспечение, индивидуальное расписание занятий с педагогами и специалистами, планирование деятельности по реализации адаптированной образовательной программы, в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДО (планы работы воспитателей и специалистов на год);
- выводы и заключения по окончанию года реализации программы (коллегиальное заполнение всеми педагогами и специалистами, работающими с ребенком)
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционнопедагогической работы с детьми с ОВЗ. ИОМ – это интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого педагогами и специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени. Реализация ИОМ осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребё нком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционноразвивающей работы. Грамотное составление ИОМ ребенка является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
2. Инклюзивное образование, https://www.deti.rian.ru/grani
3. Инклюзивное образование : идеи, перспективы, опыт / сост. Л. В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011
4. Инклюзивное образование : проблемы совершенствования образовательной политики и системы : Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2008
5. С. В. Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)