Елена Нор
Музыкальное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Методы и приемы музыкального развития в раннем возрасте.
Взрослым, в том числе родителям, можно посоветовать как можно раньше и чаще слушать с ребенком музыку. Включайте ту музыку, от которой вы сами получаете эстетическое наслаждение. Пусть и ребенок слушает эти произведения. Эстетический вкус его в большой степени зависит от вкуса взрослого. Осознавая это, постарайтесь, чтобы малыш слушал произведения истинного музыкального искусства. Слушание надо подкреплять словом «музыка». Услышав его, ребенок будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, и он слушает секунд 20—30. Потом, вы накрываете источник музыки, например, платком и говорите: «Где музыка? Нет музыки!» Малыш с явным удовольствием принимает игру и, радуясь, что ситуация ему ясна, бежит и сдергивает платок. Потом возвращается на свое место и ждет, что вы снова включите музыку. После такой подвижной паузы он слушает музыку с новым интересом. Начинайте с приобщения детей к слушанию веселой мелодии, сыгранной на металлофоне (возможна и аудиозапись). Потом дайте послушать контрастную музыку : плясовую и колыбельную. Можно спеть при умывании малыша одну песенку («Водичка», при одевании - другую, на прогулке - третью. Когда малыш встает, ему понравится, если вы споете песенку «Машенька» (муз. А. Филиппенко, естественно, называя имя крохи. Включая в жизнь ребенка различные песенки, вы поможете ему расти веселым и жизнерадостным.
Публикация «Музыкальное воспитание детей раннего возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Младшая группа
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Он уже может не только послушать колыбельную, но и покачать куклу под музыку, если он предварительно видел, как вы под музыку укладывали куклу спать. В другой раз при слушании плясовой покажите, как кукла пляшет под веселую музыку, и делайте это не один и не два раза, а столько, сколько малыш будет с удовольствием слушать и смотреть. Когда ему станет все понятно, он сам в следующий раз начнет делать то же самое, что и вы, и непременно под ту же музыку. Предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр, как летает птичка (высокий регистр, как лает большая собака (низко, как лает маленькая собачка-щенок (высоко).
Так у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений :
Кроха подражает во всем. Учтите это! Все ваши движения должны быть ему доступны, просты и красивы. Если у него что-то не получается — это не беда! Главное сейчас — чтобы он делал это с удовольствием.
В раннем возрасте дети проявляют большой интерес ко всему, что двигается и звучит, поэтому постарайтесь при пении более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, к звукоподражанию, но и обогащает новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся. Так, например, ребенок по-прежнему с удовольствием слушает песню «Птичка», только объем повторяемых слогов, звукоподражаний, движений постепенно увеличивается.
Не нужно использовать при слушании музыки показ совершенно новых игрушек. Малыш в таком случае не станет слушать музыку, а будет рассматривать новинку. Поэтому желательно использовать знакомые игрушки.
Необходимо постепенно вводить в репертуар ребенка новые песенки: «Зайчик» (русская народная мелодия, «Мишка идет в гости» (муз. Н. Бордюг) и др. Дети любят слушать песню. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому наберитесь терпения, и вы не будете разочарованы!
В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Ребенок бывает рад, если повторяет под музыку вслед за взрослым новое движение. Чаще танцуйте под музыку вместе с малышом. Он уже может, поворачивая слегка тело, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук, танцевать с вами в паре. Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребенком, подождите, когда он сам начнет танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ лишь тогда, когда ваш малыш затрудняется в их выборе. Несложные пляски для детей этого возраста желательно выполнять под текст взрослого. Например:
А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем (берутся за руки, Ручками мы машем, машем, машем (машут руками, Ножками мы топаем, топаем, топаем (топают ногами, Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем (хлопают в ладоши). Постепенно даем понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки : разводим руками — нет музыки. После небольшой паузы пляска вновь начинается. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком.
Большое значение в воспитании придается совместным играм под пение. Игровые действия все больше регулируются не только показом, но и словами, музыкой.
Желательно повторять игры «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Это, жемчужины народной педагогики. Русский народ сохранил и подарил их нам. Пользуйтесь ими!
Начинаем играть в догонялки, приговаривая: «А я Ванечку люблю (медленно приближаясь к ребенку, его быстро догоню» (топаете ногами, как бы догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом «а-а-а» догоняете его. Это станет одной из любимых игр. Так, общаясь с крохой, вы эмоционально вводите его в мир музыки, приобщаете к слушанию музыки, к азам пения, движению под музыку, не только используя свой показ, но и все чаще побуждая ребенка к действию словами.
Каким образом следует совершенствовать музыкальное развитие? Прежде всего необходимо подумать о повседневном общении ребенка с музыкой. Ему небезразлично, какую музыку он слышит по радио, телевидению, в магнитофонной записи. Постарайтесь, чтобы это не были одни лишь современные шлягеры. Чего можно ожидать от вашего ребенка в подростковом возрасте, если с первых лет жизни он слушал только такую музыку? Едва ли он будет способен потом воспринимать более сложные музыкальные произведения, поздно будет приучать его и к классической музыке.
Поэтому постарайтесь с первых месяцев жизни ребенка уделять внимание и классической музыке. Необязательно при этом заострять на ней особое внимание. Например, малыш играет с игрушками на ковре, а вы в это время включили прекрасную музыку П. И. Чайковского. Пусть он впитывает ее даже неосознанно. А если и вы любите слушать произведения Л. Бетховена или Р. Шуберта, пусть и малыш слушает их чаще. Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек взрослых.
Предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать его в движениях с куклой, пусть твоя куколка послушает музыку и будет спать или танцевать и т. п. Давайте игровые задания на различение музыкальных звуков (высоко - низко, тембра (отгадать, что? дудочка или металлофон, динамики (громко- тихо).
Помните, что восприятие музыки тесно связано с движениями
Если у ребенка развито умение слушать музыку. То он непременно захочет под нее двигаться. Танцуйте и вы!
Дети этого возраста любят играть в подвижные игры. Вы исполняете роль ведущего, например, в игре «Мишка идет в гости», а малыш по ходу игры убегает от медведя, которого вы ведете по полу. С удовольствием ребенок включается в народную игру «Жмурки» : под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под веселую плясовую — весело плясать.
Чаще используйте муз игры в течение дня. В быту (например)
Мы танцуем вместе с мамой.
Мы танцуем вместе с папой.
Ручками мы хлопаем — хлоп, хлоп, хлоп.
Ножками мы топаем — топ, топ, топ.
Наиболее яркая форма музыкальной активности в этом возрасте — подпевание. Если малыш может слушать довольно сложную музыку, если в движениях под музыку он тоже многого достиг, то подпевает чаще всего по-прежнему лишь отдельные слоги, слова. Поэтому для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися простыми по звуковому составу словами (например, «Машенька», «Паровоз», «Собачка», в которых целые части куплета поются на слоги: «гав-гав», «бай-бай»). Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно, пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня исполняется впервые, можно перед пением проговорить выразительно слова песни и затем исполнить ее. Самое главное для вас — заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел петь вместе с вами и делал это с удовольствием.
На третьем году жизни задачи музыкального развития усложняются. Необходимо: Позаботиться о создании у ребенка запаса музыкальных впечатлений, выявить его музыкальные предпочтения.
* Продумать условия для полноценного музыкального развития малыша.
* Приобщать ребенка к основным видам музыкальной деятельности : слушанию и восприятию музыки, элементарному исполнительству, подпеванию несложных песен, выполнению несложных танцевальных и игровых движений под музыку.
* Побуждать к музыкально-творческим проявлениям, к активности в музыкально-игровой деятельности.
Двухлетки с удовольствием слушают музыку. Ребенок может сидеть тихо и слушать музыку, как взрослый. Но это ненадолго. Вот он с удовольствием уже прыгает сам, как зайчик, о котором только что слышал песенку.
Таким образом, при слушании музыки малышу необходимо постоянно чередовать активную и спокойную деятельность, только так может слушать одну и ту же музыку, песню несколько раз или прослушивать разные песенки.
Кроха растет и хочет больше знать о музыке, которая звучит для него. Поэтому обязательно перед прослушиванием песни или инструментального произведения поговорите с ним об их содержании. Используя мимику, интонации, сообщите малышу, что сейчас он будет слушать песню про птичку или про дождик. Постепенно ребенок начинает понимать, что музыка о чем-то, о ком-то рассказывает, и просит вас сыграть песню про зайчика или про медведя если вы не играете сами, надо иметь соответствующую магнитофонную запись. Ну а если у вас нет детских аудиокассет? Как быть? Надо прослушать свою фонотеку, выбрать подходящие записи (особенно обратите внимание на мелодии народных песен в исполнении оркестра народных инструментов, а потом поставить понравившуюся вам музыку с доступными для малыша образами— зайчика, медведя, птички и т. п. Затем эту музыку предложите ему послушать. Но, безусловно, это не лучший вариант Лучше приобретать специальные детские альбомы и иметь классическую музыку разного характера : спокойного, веселого, подвижного, бодрого. Как правило, малыш легче воспринимает песни или музыкальные пьесы, контрастные по характеру.
А может быть, вы сами играете на музыкальном инструменте? Тогда можно придумывать небольшие рассказы и иллюстрировать их музыкой.
Например: «Сережа с мамой приехали в деревню к бабушке. Идут они по улице, вдруг видят - маленькая птичка летит (муз. «Птичка»). Птичка пропела песню и улетела. Идут они дальше и подходят к дому бабушки, а им навстречу собачка выскочила и залаяла. Сережа говорит: «Ты, собачка, не лай, я про тебя песенку спою» (поет песенку «Собачка»). Услышала бабушка лай собачки, вышла во двор встречать дорогих гостей, обрадовалась и запела веселую песенку («Кто у нас хороший» — русская народная мелодия) и т. п.».
В таком контексте малыш лучше воспринимает музыкальные образы и запоминает музыку. Естественно, всегда помните о выразительной, эмоциональной речи, соответствующей мимике.
Если слушание музыки в течение года было регулярным, то ребенок сам просит вас сыграть или включить музыку и с интересом будет слушать ее. Он уже по вступлению сможет узнать знакомую песню или музыкальную пьесу.
Постепенно с вашей помощью малыш узнает и запомнит, что у кошки-мамы голос звучит низко, а у маленького котенка — высоко (аналогично у собаки и щенка). Первоначально звуки должны быть контрастными.
Точно так же постепенно он узнает, что по звукам, по ритму, который вы прохлопываете (простукиваете, можно узнать, кто идет в гости — медведь или зайчик и т. п.
Можно также познакомить ребенка с различной динамикой (силой) музыкальных звуков : колокольчик (или другой инструмент) может звучать тихо или громко. Постепенно малыш усваивает, что музыка тоже может звучать тихо или громко.
В этом возрасте малыш уже способен различать детские музыкальные инструменты по тембру: например, отличает колокольчик от дудочки.
Предлагая ребенку задания по различению основных свойств музыкальных звуков, можно использовать песню «Есть у нас чудесный дом» (муз. Н. Бордюг) о доме, который вы сами сделаете из картонной коробки. Перед игрой спрячьте в домик игрушки разной величины (большая птица — маленький птенчик, большая кошка — маленький котенок и т. п.). Затем вы поете:
Есть у нас чудесный дом, дом, дом,
И живут игрушки в нем, в нем, в нем.
Миша (имя ребенка) к дому подойдет, подойдет, подойдет.
Миша спросит: «Кто живет? Кто в домике живет?
После исполнения песни имитируете голосом, например, пение птицы-мамы («чирик-чирик»). И если ребенок узнает, кто его зовет, вы вынимаете из домика птицу и отдаете ее малышу.
Впоследствии он сам будет искать в домике игрушки. В другой раз вы простукиваете ритм, соответствующий музыкальным образам других игрушек: например, медведя и зайчика. А малыш по этому простому ритмическому рисунку должен отгадать, кто в домике живет. В случае правильного ответа вы также из домика вынимаете соответствующую игрушку. Естественно, такое общение должно проходить очень эмоционально и весело.
Первоначально вы делаете все сами, затем постепенно начинаете побуждать совместной деятельности, и лишь потом ребенок сам станет включаться в исполнительство, петь низко или высоко, прохлопывать заданный ритм, играть тихо или громко на колокольчике и т. д.
Так кроха все более активно включается в пение. Поэтому прежде всего надо подумать о содержании песенного репертуара. Для ребенка третьего года жизни желательно подбирать песни; простой и привлекательной мелодией, с конкретным, доступным, интересным для него содержанием. Текст должен быть не только понятным, но и легко произносимым, с повторением отдельных фраз, слогов. Занимаясь с малышом, пойте не более двух-трех песенок.
Какие песни хочется петь малышу? Конечно, про любимую например кошечку
Молоко киска пьет, Киска песенку поет,
Лапкой умывается, В гости собирается: «Мяу, мяу, мяу!»
Удобно петь песню про лошадку (муз. А. Филиппенко, покачиваясь на качалке:
Я на лошади скачу: Цок, цок, цок, цок, цок!
Эй, садитесь, прокачу! Цок, цок, цок, цок, цок!
Если вы хотите с малышом выучить новую песню, сначала надо дать ребенку ее послушать (и не один раз). Исполните песню с предельно ясной артикуляцией, с четкой дикцией в замедленном темпе, а затем постепенно и последовательно вовлекайте его в совместное пение. Попросите малыша помочь вам. непременно после песенки ему захочется выполнить какие-либо движения по ее тексту (это характерно для данного возраста, хвалите ребенка, если он это сделал. Главное— чтобы все делалось охотно.
В этом возрасте можно формировать первые творческие проявления. Например, вы даете ребенку куклу и предлагаете прослушать песенку про любимую куклу Катю: Катю очень я люблю, Кате песенку пою.
После этих слов звучит или колыбельная, или плясовая музыка, и под музыку ребенок самостоятельно выполняет соответствующие движения с куклой (пляшет с ней или укладывает ее спать).
Благодаря таким незатейливым развивающим заданиям-играм ребенок привыкает не только эмоционально реагировать на музыку, но и вслушиваться в ее характер и самостоятельно действовать. И конечно, малышу будет легко играть с вами, если такое общение будет постоянным.
Не меньшей популярностью у ребенка пользуются пляски под музыку. Он с удовольствием исполняет пляску под песни, выполняя несложные движения: топает ножкой, хлопает, полуприседает — эти движения естественны для малыша.
Ребенок любит танцевать в паре не только сам, но и с игрушкой. Можно, взяв в руки куклу, показать незатейливый танец, напевая:
У меня есть кукла Катя, Я ее люблю.
Приглашу ее на танец, С нею попляшу.
«Приглашение» (муз. Н. Бордюг).
Под веселый припев выполняют следующие движения:
Ножкой топ, топ, топ, Ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
А потом прыг, прыг — Закружились все мы вмиг.
К аналогичным творческим проявлениям можно побуждать малыша в танцевальной деятельности. Понравятся крохе танцы с атрибутами: цветочками, листочками, флажками, снежинками, платочками. Затем предложите ему другой танец. Несомненно, малышу понравится танец «Петушок» (муз. Н. Бордюг). Перед этим обратите внимание ребенка на красивого петушка, который как бы скучает. Подойдя с малышом к игрушке, вы рассматриваете ее, разговариваете с петушком, как с живым, приглашаете потанцевать. Вы ставите петушка недалеко от себя, берете ребенка за руки и поете: Петушок, ты к нам спеши (покачиваетесь с ноги на ногу,
Вместе с нами попляши,
Выше ножки поднимай (поднимаете высоко колени,
С нами песню запевай (машете руками, как крыльями)\
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, Выше ножки поднимай! Ку-ка-ре-ку!
Напевая проигрыш (или под музыку проигрыша, предлагаете ребенку показать, как важно ходит петушок: машет крыльями, высоко поднимает ножки и т. д. Если малыш затрудняется, покажите ему эти движения. Потом вы снова с ним весело танцуете, постоянно напоминая, что его петушок должен быть другой, отличаться от вашего. Поощряйте, если он что-либо в движении придумал самостоятельно.
Несомненно, ориентация на творческие проявления — основа музыкально-игровой деятельности ребенка.
Как и прежде, малыш любит играть. Теперь слова песни он поет вместе с вами. Дети в этом возрасте довольно консервативны, они предпочитают играть уже в известные им, хорошо усвоенные игры. Наиболее популярными на третьем году становятся игры в догонялки: «Зайцы и медведь», «Курочка с цыплятами и кошка», в которых первая часть — выполнение образных движений, а вторая — бег малыша от медведя, кошки. По-прежнему нравится ребенку игра в прятки. Под веселую плясовую вы с малышом танцуете, по окончании ее предлагаете ему прятаться. Малыш может отвернуться к стульчику или закрыть лицо ручками. Затем вы начинаете его искать, приговаривая: «И здесь нет, и тут нет.» Наконец находите! Общая радость, ликование!