Ольга Гусева
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами народной культуры (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Я, Гусева О. А. МБДОУ Д/С №3. Разрешите приветствовать вас Преосвященнейший Владыка, все честные отцы, уважаемые участники конференции. Мое выступление посвящено «Духовно- нравственному воспитанию детей дошкольного возраста средством народной культуры основанной на православных традициях.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
«Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине»
В нашем ДОУ духовно-нравственные ценности у детей формируются в процессе приобщения к истокам народной культуры основанной на православных традициях.
Живя в двадцать первом веке, наше общество достигло высоких результатов в технологическом и научном развитии, но, к сожалению, мы далеко отстаем от наших предков в духовной сфере. Для духовного возрастания нашему обществу нужен достойный пример. Знакомство с житием подвижников и святых является тем самым примером. Образ святого является носителем духовно-нравственных ценностей, добра, справедливости, милосердия, трудолюбия.
Через русскую святость ребенок приобщается к истории страны, к идеалам, ценностям, питающим ее веками, жизненному укладу. Житийная литература поучительна и назидательна, насыщена яркими образами и примерами добродетельной жизни. Святые формировали нравственный идеал народа. Через это нравоучительное чтение человек познавал образцы благочестивого поведения, приобретал ориентиры в окружающем мире, научался различать добро и зло. Действия святого, его подвиги становились эталоном жизненных ценностей. Неслучайно житие называют поучением, наставлением и назиданием о благочестивой жизни.
И наша задача как педагогов помочь ребёнку увидеть ценные черты этого человека, осмыслить его конкретные дела.
Сегодня, 8 октября, Православная Церковь чтит память преподобного Сергия Радонежского.
Личность Преподобного Сергия Радонежского сияет огромной путеводной звездой на небосклоне русской святости, освещая путь каждому человеку, чьё сердце открывается навстречу добру, правде, любви и милосердию.
Чем же может обогатить юную душу знакомство с личностью Преподобного Сергия? Дети, слушая об этом удивительном святом, знакомятся с такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Мудрость, Подвиг и другими, которые в совокупности являют школу святости. Жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это настоящие уроки нравственности для любого христианина.
Первый урок Сергия – урок смирения. Когда Варфоломею не давалась грамота, ему явился ангел в образе старца и благословил его читать слово Божие. Варфоломей понял, что даже простое дело невозможно без помощи свыше. Поэтому каждое дело он начинал и заканчивал молитвой Богу.
Второй урок – урок послушания родителям. Как ни хотел Варфоломей ещё при жизни праведных Кирилла и Марии принять монашество и уединиться, он не смог отказать им в просьбе охранять их старость до кончины. На примере послушания Варфоломея своим родителям, мы учим детей быть послушными старшим.
Третий урок – урок терпения и верности выбранному пути. Варфоломей претерпевает все невзгоды: стужу, зной, голод, страх от диких зверей и тёмной силы. Дети, в ДОУ капризны, не усидчивы. Рассказ о Ярославе.
Четвёртый урок – урок трудолюбия. Преподобный Сергий трудился больше всех и служил всем: носил воду с дальнего источника, рубил дрова, шил одежду и обувь, пёк хлеб, возводил монастырские постройки. На этом примере мы воспитываем трудолюбие у детей.
Пятый урок – урок безупречной скромности. Преподобный Сергий одевался в ветхие одежды, никогда не повышал голоса, был терпелив и постоянен. Он запрещал рассказывать о случаях чудесной помощи больным, об исцелениях и воскрешении из мёртвых, происшедшим по его молитвам.
Шестой урок – урок любви Преподобного Сергия Радонежского к своему Отечеству. Он нёс людям слова мира и любви.
Жизнь Преподобного Сергия Радонежского – это не подвиг героических поступков. Он постоянно помнил о Боге и строил свою жизнь в соответствии с заповедями Божьими.
И не только на примере нравственных уроков Преподобного Сергия Радонежского мы знакомим детей с духовно-нравственными ценностями.
Лебедянская земля всегда славилась не только значимыми людьми, производством, но наличием храмов и церквей. Это родина подвижников и святых Иоанна Сезеновского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского и многих других.
В один из осенних дней мы с детьми отправились экскурсией в село Шовское, в дом, где вырос Преподобной Силуан Афонский. Здесь расположен небольшой музей. Рядом построена часовня со звонницей. Церковь Рождества Христова, который также называют Храмом Силуана Афонского. При всем внимании к возрасту детей, жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке.
В связи с тем, что у дошкольников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, нужно использовать в работе те события из жизни святых, которые могут быть наиболее интересны детям, и вызовут у них эмоциональную реакцию.
Важен искренний подход воспитателя к излагаемому материалу. Если он поделится с ребятами тем, что его задело лично, то рассказ только выиграет. Дети чутко реагируют на правду и на ложь. И если ваш энтузиазм будет показным, то результат труда сведется к нулю. Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных ценностей на основе примеров святых становится двусторонним: актуальным как для ребенка, так и для воспитателя. Чем больше сам воспитатель преуспевает в духовной жизни, тем больше в это погружаются и его воспитанники.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что духовно-нравственные ценности формируются в процессе приобщение к истокам народной культуры основанной на православных традициях. Именно поэтому важно проводить беседы о житие святых у детей в дошкольном возрасте, когда у них начинают складываться ценности и нормы, которые они могут перенять, познавая мир.