Ольга Геннадьевна Макарова
Музыкально-инструментальная деятельность в младшей группе
Много радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Они вызывают у детей большой интерес, привлекают своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука. Основное назначение музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу взаимодействия с музыкальными инструментами, интереса к исполнитель-ской деятельности.
Публикация «Музыкально-инструментальная деятельность в младшей группе» размещена в разделах
Знакомство с музыкальными инструментами начинаем с первой младшей группы (2–3 года). Дети должны научиться различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки, органчики помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.
С музыкальными инструментами знакомлю детей постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через несколько занятий они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.
Используя фортепиано и металлофон в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, учу различать малышей высокие и низкие звуки.
На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти любой сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.
Музыкальный руководитель играет пьесу, дети по показу гостя выполняют движения: под тихую музыку постукивают погремушкой перед собой, под громкую поднимают ее вверх и слегка встряхивают. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать громкое и тихое звучание.
На занятия может прийти кукла и провести игры с детьми. Кукла ходит по залу, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но, вот кукла побежала, и ребята слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом воспитатель обращает внимание детей на разные удары бубна.
Малыши учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на смену музыки.
Развивать чувство ритма, слышать смену двух частей пьесы, развивать умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней ребята действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно.
Совместное исполнение сочетаем с индивидуальным и побуждаем малышей выполнять задания по несколько человек или по одному. Немаловажную роль играет принцип повторности. При каждом новом исполнении игры дети становятся более активными.
Конечно, все дети очень любят барабан!
Музыкально-дидактическая игра «Тихо-громко» Е. Тиличеевой учит различать изменение динамики. Ребята самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки.
Особая роль отводится дифференцированному подходу. Сначала несколько детей выполняют упражнение одновременно, затем уже индивидуально.
Детское музицирование способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается звуковысотный, мелодический слух, музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление.