Евгения Булавина
Педагогический поиск в области обучения детей подготовительной группы финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие коллеги.
Тема моего доклада: «Мой педагогический поиск в области обучения детей подготовительной группы финансовой грамотности».
Финансовое воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Сегодня дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков, не берегут игрушки.
Публикация «Педагогический поиск в области обучения детей подготовительной группы финансовой грамотности» размещена в разделах
Именно поэтому я для себя решила, как можно подробней разобраться в этой области и найти наиболее интересные методы раскрытия темы финансовой грамотности для детей подготовительной группы.
Цель моего педагогического поиска - не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворения.
Для этого поставила перед собой следующие задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
4. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
В течении всего учебного года вела кружковую работу «Юный финансист» и взяла тему для самообразования «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Определив направление в работе, я приступила к их реализации. Использовались различные формы работы с детьми:
-чтение художественной литературы: рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок;
-решение логических и арифметических задач, задач – шуток, проблемных ситуаций;
-беседы о финансовой грамотности;
-тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран;
-сюжетно-ролевые игры.
Ребятам очень нравилось узнавать что-то новое, когда я им читала или рассказывала про деньги, и они с удовольствием потом проигрывали некоторые проблемные ситуации.
Занятия проводила по следующей схеме:
1) Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать; совместные с детьми размышления на темы: «Что такое финансы?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»
2) Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике;
3) Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.
За весь учебный год были проведены следующие занятия по обучению финансовой грамотности детей подготовительной группы :
• Занятие на тему «Что такое деньги».
Мы знакомились с историей возникновения денег, их предназначением, с монетами, денежными единицами России.
• Занятие по ФЭМП на тему «Размен денег».
Разбирали сущность понятия «размен»; закрепляли понятие «деньги», «магазин», «цена», «сдача»; учились устанавливать взаимосвязь между достоинством денег и количеством купюр и монет при размене денег; учились выполнять практические действия по размену денег.
• Занятие на тему «Труд. Заработная плата. Профессии».
Раскрывали подробнее сущность понятий «заработная плата», «профессия»; учились устанавливать взаимосвязь между заработной платой и трудовой деятельностью;
• Занятие на тему: «Бюджет семьи».
Разбирали понятие экономики (наука о домашнем хозяйстве). Узнавали новые слова: бюджет и его составляющих ( доходы: зарплата, пенсия, стипендия и расходы).
• Занятие на тему «Магазин. Виды магазинов».
Уточняли представления о разных видах магазинов; распределяли предметы для продажи по разным видам магазинов;
• Экспериментирование: «Монета, банкнота, пластиковая карта»
Главное, говорить ребёнку про экономику на языке, ему понятном. Сделать эти занятия понятными, помогают сюжетно-дидактические и сюжетно-ролевые игры.
• Сюжетно-ролевые игры «Банк», «Магазин», «Супермаркет».
Вспоминали правила поведения в общественных местах; учились считать, разменивать купюру и давать сдачу; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.
• Игра «Магазин на диване».
Знакомились с понятием – реклама; учились делать выбор товара на компьютере, опираясь на рекламу, и заказать его по телефону.
• Дидактическая игра «Доходы-расходы».
Развивали познавательный интерес к экономической деятельности; разбирали представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.
Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, поговорки, пословицы, художественные приемы (загадки) могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение является основной формой восприятия художественной литературы. Беседы-обсуждения – одна из форм работы с детьми, которая помогает детям закрепить знания по разным темам.
• Сказки и рассказы экономического содержания о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».
Закрепили знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных); умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.
• Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть».
Разбирали человеческие качества: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость.
В конце года я решила провести открытое занятие по финансовой грамотности, чтобы понять, состоялся ли мой педагогический поиск, в выбранной мною теме. Мы с детьми повторили все понятия, связанные с деньгами, вспомнили историю их появления, провели весёлую физ-минутку, поиграли в познавательные игры и сконструировали кошельки.
Подводя итог, можно сказать что, эффективное использование всех приемов, средств и методов привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама.
Они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
Воспитанники подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.