Екатерина Попова
Конспект занятия «На другого не кивай, а свое дело знай»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Образовательные области: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, познавательное развитие
Тема занятия : «На другого не кивай, а свое дело знай»
Цель занятия : объяснение слов «труд, трудолюбие» - через характеристику и объяснение поступков героев русской народной сказки «.» во время беседы с воспитателем; объяснение пословицы «На другого не кивай, а свое дело знай»; восстановление последовательности событий произведения через дидактическую игру на интерактивной доске «Помоги Ване»; создание сюжетной композиции по содержанию сказки в технике пластилинографии.
Публикация «Конспект занятия „На другого не кивай, а свое дело знай“» размещена в разделах
Задачи занятия :
Образовательные: пересказывать события, описанные в сказке «.» ; объяснять слова «труд, трудолюбие», определять главных героев произведения ; объяснять пословицу «На другого не кивай, а свое дело знай».
Развивающие: рассуждать, высказывать свое мнение о поступках героев; определять положительные и отрицательные поступки героев сказки «.»
Воспитательные: выслушивать мнение сверстников, не перебивать их в ходе беседы с воспитателем; доброжелательно относиться к сверстникам.
Дополнительные задачи:
Игровая: Помочь Ване вспомнить сказку и получить оценку «5».
Дидактическая: восстановить последовательность событий, произошедших в сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», в ходе дидактической игры.
Техническая: использовать различные приемы пластилинографии : размазывание, скатывание, вдавливание.
Изобразительная: создать сюжетную композицию по сказке «.», передавая характерные особенности внешнего вида героев сказки, используя технику пластилинографии.
Словарная работа: расширение словаря : завалинка – невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Помоги Ване»; подготовка иллюстрации к произведению «Крылатый, мохнатый да масляный»; подготовка материалов для продуктивной деятельности.
Материалы и оборудование: Документ – камера, интерактивная доска, книга со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», материалы для продуктивной деятельности: образец, дощечки, стеки, пластилин, салфетки.
1. Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме.
Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно, Говорю тебе «Привет» Улыбнись скорей в ответ. Давайте друг другу улыбнемся. Ребята! Все садитесь удобно, выпрямите спину, ноги поставьте всей стопой на пол и послушайте меня внимательно: «Хоть не шляпа, а с полями. Не цветок, а с корешком, Разговаривает с нами. Терпеливым языком» Что это? (Книга).У меня в руках знакомая вам книга. В ней много сказок и рассказов для детей. Помните, дети, что с книгами надо обращаться очень аккуратно.
2.1. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме.
Дети! Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Мне очень нравится эта сказка, потому что она очень поучительная и интересная. А познакомилась я с этой сказкой вот по какому случаю. Послушайте мою историю. Я училась уже в школе, в 1 или во 2 классе. Жила я в селе, у меня была старшая сестра. Летом мама раздала нам обязанности, т. е. дела. Сестра вставала рано и работала в огороде. Она полола грядки с картошкой, свеклой. А я днем рвала траву для поросят, кормила кур в обед и следила, чтобы они не раскапывали землю в палисаднике. Все получалось хорошо. Но в какой-то момент я обиделась на маму и на сестру. Я посчитала, что они мне много дел дали. Потому что сестра почти весь день была свободна: она разговаривала с подружками, смотрела телевизор и даже спала. Я предложила поменяться, обязанностями. И как же я была не права: во-первых, меня рано разбудили, чтобы пока нет солнца, надо полоть, рыхлить землю. Я прополола всего 2 рядка картошки, у меня болела спина, руки, тяпка казалась такой тяжелой. Вечером мама с сестрой дали мне почитать сказку «Крылатый, мохнатый да масляный». Мне стало стыдно я поняла, что «На другого не кивай, а свое дело знай!» Дети, а что такое труд, трудолюбие? (Труд – это работа человека; Трудолюбие – это достоинство человека, это его положительное качество). правильно. Какого человека называют трудолюбивым? (Который всегда все делает, не кому не отказывает, любит свою работу). Хорошо, молодцы. В сказке говорится про то, как блин, мышка, воробей жили дружно, трудились. Воробей еду приносил, мышка дрова рубила, блин щи и кашу варил. Но однажды воробей сказал, что хочет поменяться обязанностями, потому что он работает больше, чем остальные. Как вы думаете, что произойдет дальше, когда они поменяются обязанностями? (Я думаю, что они не смогут выполнять чужую работу. Я думаю, что они пошли по своим делам, и у них все хорошо). Хорошо, мне понравились ваши ответы. Давайте мы с вами сейчас и узнаем.
2.2. Усвоение определенного объема знаний и представлений
Итак, сели удобно, не забываем о спине, ногах и руках. Сказка продолжается… Выразительное чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
2.3. Овладение действиями, способами решения проблемы
Кто главные герои? (Блин, мышка, воробей). Как жили друзья в начале сказки? (Дружно, весело, друг друга не обижали). Кто какую работу выполнял? (воробей еду приносил, мышка дрова рубил, блин щи да кашу варил). Как вы думаете, правильно ли сделал воробей, когда обиделся на друзей? (Нет). Почему он обиделся? (Читаю отрывок Я думает целый день). Как бы вы поступили на месте друзей (поговорили, решили бы все). Что можно посоветовать друзьям? (чтобы они объяснили воробью, что каждый делает то, что лучше у него получается, то что у каждого своя работа). Что случилось, когда друзья решили поменяться своей работой? (С ними случилась беда). Кого встретил блин, когда пошел на охоту? (Лису) А какую песенку он пел? Кристина спой песенку (Прыг – скок,. Прыг – скок) Что лиса ему говорила? Давайте я вам прочитаю. (Читаю Хорошо пойешь) Как вы думаете, какое настроение было у блины, когда он пошел в лес: веселое или грустное? (Веселое) А какая была лиса? (Хитрая, умная, находчивая, красивая) Настя, покажи хитрое выражение мордочки лисы. Лиза повтори фразу «Ты куда, блинок, бежишь?» так, чтобы понять, что лиса была хитрая. Как выглядел блин когда вернулся с охоты? (Бок в зубах лисы остался). А что делала мышка? (Щи варила). А почему она кинулась в горшок, когда варила щи? (чтобы они стали жирные) А пока мышка варит щи, мы с вами отдохнем.
Физминутка
Вот и приготовила мышка щи. Какие они получились? (Не жирные) Что стало с мышкой? Давайте я вам прочитаю (читаю Обварилась, ошпарилась) Дети, а каким нашел блин воробья на завалинке? (У воробья клюв в сторону, плакал он). Почему воробей лил слезы? (Потому что ему стало стыдно) От чего у него клюв на сторону? (от того, что у него клюв маленький, и тяжело ему выполнять эту работу). Когда же, друзья мои так бывает? Давайте я вам прочитаю (Отрывок вот так всегда бывает). Как вы думаете воробью стало стыдно? (Да) Почему? (Потому что он не подумал о последствиях, и не знал, что может случиться беда) О чем говорит его поступок? (О том что он был не прав. каждый выполняет свою работу которая у них получается). Какой воробей? (глупый, высокомерный, гордый, важный). Правильно.
Дидактическая игра
Ой, ребята, извините, мне пришло сообщение от моего сына, он просит меня, напомнить ему основные события сказки, так как сегодня на уроке, а он у меня учится уже в школе, они должны пересказывать любое произведение о труде. Ему нравится сказка «Крылатый, мохнатый, да масляный», но он боится перепутать события сказки. Давайте ему поможем. Я включу телефон на громкую связь, а мы напомним ему сказку, играя на интерактивной доске. Ваня слушай внимательно. Давайте подойдем к интерактивной доске, вспомните правила технике безопасности при работе с интерактивной доской. Молодцы. победила дружба. А теперь давайте отвернемся от доски и смотрите на кончик указки.
Зрительная гимнастика
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
А теперь мы их откроем Через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
Молодцы. Все отключаю телеыон, ваня все слышал, я думаю получит оценку «5». Все Ванечка собирайся в школу, смотри не опоздай, люблю тебя, пока пока.
А теперь садитесь за стол где лежит пластилин.
Продуктивная деятельность.
Дети, садимся правильно, руки на коленях, ноги на полу. Посмотрите перед вами лежит шаблон.
Чем закончилась сказка? (Тем что они жили дружно и выполняли каждый свою работу). Вы помните, что сказал блин в конце сказки? Давайте я вам прочитаю. (Так они живут….) Как вы понимаете эти слова? (Живут хорошо, у них много еды, сладостей, и нас с вами вспоминают).
3. Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки.
О какой сказке мы сегодня говорили? (Крылатый, мохнатый да масляный) Что помогла вам понять эта сказка? (то что надо трудиться, и выполнять свою работу) Чему она учит? (Она учит тому, что каждый должен делать свою работу) Кто из героев сказки вам понравился больше всего? (Блин). Дети, а какими же мы должны быть? (Трудолюбивыми, добрыми) Что значит пословица «На другого не кивай, а свое дело знай»? (Она значит то, что надо знать свое дело, а к другому не лезть). А какие пословицы о труде знаем мы, которые соответствуют содержанию данной сказки? (Что потрудился, то и поел; Наше счастье в общем труде)
Молодцы. Занятие окончено.