Лучший педагог года

Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами ППк ДОУ

Ирина Смирнова
Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами ППк ДОУ

На протяжении последнего десятилетия в образовательной политике России складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Связано это с тем, что одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами ППк ДОУ» размещена в разделах

Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и воспитания растет. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является особенно актуальной в современном школьном образовании.

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Таким образом, возникает необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.

Цель: Помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь ребенку и членам семьи.

Задачи:

• Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка;

• Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников;

• Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;

• Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности. Учитывать положительное воздействие общественного мнения;

• Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Научно-педагогическая и психологическая практика на протяжении многих лет показали, что «особенный» ребенок, попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации, чем при воспитании и обучении в изоляции, либо среди таких же детей, как он.

Под обучающимися с ОВЗ, мы рассматриваем детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующих получению образования без создания специальных условий (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ).

Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем особый вид помощи ребенку, технологию, предназначенную для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к педагогическим технологиям – строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы рассматриваем комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов ДОУ.

С каждым годом растет количество детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.

Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.

В командном взаимодействии имеются специалисты, которые оказывают необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы. Она направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, оказание помощи и поддержки детям данной категории.

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое, организационно – методическое направление, коррекционно – развивающее направление, консультативно – просветительское и профилактическое направление.

- Диагностическое направление - для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.

-Организационно – методическое направление - включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.

Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

- исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;

- установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;

- оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;

- выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики например - индивидуально – образовательный маршрут. Это движение в образовательном

пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

- работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;

- анализ эффективности достигнутых результатов.

Коррекционно-развивающее направление - Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

- Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков;

- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

- Формирование и развитие социальных навыков и социализации;

- Индивидуальная траектория развития: потребности обучающегося и его родителей (их интересы и планы); возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).

Консультативно просветительское и профилактическое направление - работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов:

Консультации :

- «Рекомендации для педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ»

- «Осуществление психолого-педагогической поддержки семей, имеющих ребенка с ОВЗ»

- «Организация работы с ребенком-инвалидом с НОДА»

- «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»

«Игры, используемые педагогом в работе с ребенком с ОВЗ»

Памятки:

- «Развитие психических процессов у ребенка 5-7 лет»

- «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком»

Картотеки:

- Дидактические и развивающие игр

- Игры на развитие психических процессов

- Логопедические игры

- Игры с бытовыми предметами

- Папки-раскладушки.

Включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач, информация для родителей должна быть:

- О предельно-допустимой норме учебной нагрузки

- Об основных образовательных программах

- О дополнительных коррекционно- развивающих программах

- О содержании психолого-педагогической коррекции

- О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут

- О своевременном информировании об особенностях развития психики ребёнка;

- О характеристике уровня актуального развития.

Следует отметить, что родителям (законным представителям) детей с ОВЗ отводится большая роль в коррекционной деятельности, так как коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ не будет успешной без поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности развития их ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия с ним.

Для родителей проводятся:

Консультации:

- «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка с ОВЗ»

- «Рука развивает мозг»

Мастер-классы:

- «Приучаем ребенка к самостоятельности»

- «Как и зачем играть с ребенком»

Памятки:

- «Золотые правила воспитания»

- «По созданию благоприятной семейной атмосферы»

- «Постигаем азы речи вместе с ребенком»

Буклеты.

- Совместные игры для родителей и детей»

Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др., то должны применяться специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

- игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;

- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;

- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;

- динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения;

- образовательная кинезиология – специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.

Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.

Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников.

Проведение тренингов и деловых игр в группах, где обучаются дети с ОВЗ, способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств детей, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента.

Каждая из направленностей работы командного подхода в психолого – педагогическом сопровождении характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Важным аспектом каждой напрвленности является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.

В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.

Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Прикреплённые файлы:

soprovozhdenie-pk_3eh1m.pptx | 15250,29 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра «Наведи порядок в квартире» в сопровождении презентации Формирование представлений о значении правильного безопасного поведения дома для охраны собственной жизни и здоровья, о личных возможностях.

Дидактическая игра по ОБЖ «Найди опасные жидкости» в сопровождении презентации Предлагаю Вашему вниманию очередную игру из серии игр по формированию основ безопасности жизнедеятельности в сопровождении презентации.

Достижения «Комиссуриков». Проект комплексного взаимодействия специалистов при сопровождении ребенка с ОВЗ Разрешите познакомить вас с нашим долгосрочным проектом"Комиссурики". Работая над проектом в течение двух лет мы постарались охватить, как.

Фотоотчет об августовском педагогическом форумеФотоотчет об августовском педагогическом форуме Фотоотчет об августовском педагогическом форуме. Здравствуйте, уважаемые коллеги. У нас в Калининградской области с 17 августа по 5 сентября.

Игра-викторина «Знаешь ли ты правила дорожного движения» в сопровождении презентации Систематизация представлений о правилах дорожного движения, о значимости правильного безопасного поведения, о своих возможностях в охране.

Логическая игра «Четвертый лишний. Опасные предметы» в сопровождении презентации Продолжаю публикацию игр по формированию основ безопасности жизнедеятельности в сопровождении презентации. Эти игры игровой форме закрепит.

Логическая развивающая игра «Подбери головной убор» в сопровождении презентацииЛогическая развивающая игра «Подбери головной убор» в сопровождении презентации Всем педагогам известно значение развивающих логических игр в образовании дошкольников. Предлагаю Вашему вниманию, коллеги, очередную.

Логическая развивающая игра «Составь пары» в сопровождении презентации Современное время - время перемен. Поэтому основной задачей образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в динамичном,.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами ППк ДОУ
Опубликовано: 27 августа 2023 в 22:54
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД