Ирина Смирнова
Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами ППк ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении последнего десятилетия в образовательной политике России складываются значительные изменения: формируется культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Связано это с тем, что одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития, в особенности тех детей, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Командный подход в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ средствами ППк ДОУ» размещена в разделах
Доля детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ, нуждающихся в создании системы специальных условий обучения и воспитания растет. Проблема обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является особенно актуальной в современном школьном образовании.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Таким образом, возникает необходимость применения психолого-педагогических технологий, направленных на сопровождение ребенка с ОВЗ в решении возникающих у него особых образовательных потребностей.
Цель: Помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь ребенку и членам семьи.
Задачи:
• Определить положительные возрастные потребности и интересы ребенка;
• Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников;
• Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху;
• Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности. Учитывать положительное воздействие общественного мнения;
• Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.
Научно-педагогическая и психологическая практика на протяжении многих лет показали, что «особенный» ребенок, попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации, чем при воспитании и обучении в изоляции, либо среди таких же детей, как он.
Под обучающимися с ОВЗ, мы рассматриваем детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующих получению образования без создания специальных условий (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ).
Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем особый вид помощи ребенку, технологию, предназначенную для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение можно в полном объеме отнести к педагогическим технологиям – строгое научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий; систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ мы рассматриваем комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов ДОУ.
С каждым годом растет количество детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В результате чего назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Таким «особенным» детям необходимы и особые условия, способствующие их социализации, реабилитации, личностному росту в социум. Обучение и воспитание детей с ОВЗ требует комплексного психолого-педагогического сопровождения.
В командном взаимодействии имеются специалисты, которые оказывают необходимую помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. Все специалисты психолого-педагогического сопровождения принимают участие в разработке и реализации Программы коррекционной работы. Она направлена на коррекцию недостатков психического и (или) физического развития обучающихся с ОВЗ, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы, оказание помощи и поддержки детям данной категории.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание: диагностическое, организационно – методическое направление, коррекционно – развивающее направление, консультативно – просветительское и профилактическое направление.
- Диагностическое направление - для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого – медико – педагогической диагностике.
-Организационно – методическое направление - включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а так же оформление документации.
Алгоритм психолого-педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
- исследование семьи: изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка;
- установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;
- оценка путей оказания психолого-педагогической помощи;
- выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики например - индивидуально – образовательный маршрут. Это движение в образовательном
пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
- работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы;
- анализ эффективности достигнутых результатов.
Коррекционно-развивающее направление - Основными направлениями коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- Развитие эмоционально – личностной сферы и коррекция её недостатков;
- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- Формирование и развитие социальных навыков и социализации;
- Индивидуальная траектория развития: потребности обучающегося и его родителей (их интересы и планы); возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).
Консультативно просветительское и профилактическое направление - работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.
Специалисты разрабатывают рекомендации в соответствие с возрастными и индивидуально – типическими особенностями детей, проводят мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов:
Консультации :
- «Рекомендации для педагогов, работающих с ребенком с ОВЗ»
- «Осуществление психолого-педагогической поддержки семей, имеющих ребенка с ОВЗ»
- «Организация работы с ребенком-инвалидом с НОДА»
- «Взаимодействие с гиперактивным ребенком»
«Игры, используемые педагогом в работе с ребенком с ОВЗ»
Памятки:
- «Развитие психических процессов у ребенка 5-7 лет»
- «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком»
Картотеки:
- Дидактические и развивающие игр
- Игры на развитие психических процессов
- Логопедические игры
- Игры с бытовыми предметами
- Папки-раскладушки.
Включению родителей и решение коррекционно – воспитательных задач, информация для родителей должна быть:
- О предельно-допустимой норме учебной нагрузки
- Об основных образовательных программах
- О дополнительных коррекционно- развивающих программах
- О содержании психолого-педагогической коррекции
- О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут
- О своевременном информировании об особенностях развития психики ребёнка;
- О характеристике уровня актуального развития.
Следует отметить, что родителям (законным представителям) детей с ОВЗ отводится большая роль в коррекционной деятельности, так как коррекционная деятельность с детьми с ОВЗ не будет успешной без поддержки родителей, которым сначала необходимо разъяснить особенности развития их ребенка, а затем научить эффективным способам взаимодействия с ним.
Для родителей проводятся:
Консультации:
- «Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности ребёнка с ОВЗ»
- «Рука развивает мозг»
Мастер-классы:
- «Приучаем ребенка к самостоятельности»
- «Как и зачем играть с ребенком»
Памятки:
- «Золотые правила воспитания»
- «По созданию благоприятной семейной атмосферы»
- «Постигаем азы речи вместе с ребенком»
Буклеты.
- Совместные игры для родителей и детей»
Так как у большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, недостатки в развитии личности (неуверенность, заниженная самооценка, пессимизм и др., то должны применяться специальные методы и приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:
- игровые ситуации, которые являться психотерапевтическим средством;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов, позволяют развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук;
- песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
- сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребенка в окружающий мир, направленный на целостное развитие личности ребенка;
- динамические упражнения и пальчиковые игры - способствуют развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения;
- образовательная кинезиология – специально организованные движения, оптимизирующие деятельность мозга и тела для гармоничного развития и творческой самореализации личности.
Таким образом, применение специальных методов и приемов коррекционного воздействия повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность детей с ОВЗ.
Наряду с работой по достижению детьми с ОВЗ определенного уровня развития всех интеллектуальных способностей другой важной составляющей является формирование толерантного отношения к таким детям со стороны сверстников.
Проведение тренингов и деловых игр в группах, где обучаются дети с ОВЗ, способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств детей, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента.
Каждая из направленностей работы командного подхода в психолого – педагогическом сопровождении характеризуется конкретным содержанием, этапностью, профессиональной направленностью, используемыми методическими и инструментальными средствами, индикаторами и критериями оценки результативности, планируемыми результатами на каждом этапе. Важным аспектом каждой напрвленности является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения, а также определенная включенность непосредственно в педагогическую деятельность.
В заключение хотелось бы отметить, что поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество – это задача всех и каждого.
Результатом психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ следует считать не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.